Лавров: «свобода» будет урезана после пандемии COVID-19

Фашизм наступает не только на международные отношения

Мир не вернётся к прежней «свободе» даже после победы над пандемией коронавирусной инфекции, заявил в интервью РБК министр иностранных дел России Сергей Лавров. О том, как мировой капитал использует пандемию в своих интересах — в нашей заметке.

Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров
Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров

«Такой свободы, которая существовала до сих пор, я не ожидаю. Будут какие-то меры, которые основаны на выводах из нынешней ситуации», — сказал Лавров.

Однако министр уверенно высказался, что будет происходить постепенное снятие ограничений, введённых государствами с целью подавить пандемию COVID-19. Ожидается восстановление мировых связей во всех отраслях, однако это — длительный процесс.

«Подавляющее большинство аналитиков сходится в том, что, даже когда полностью будут сняты все угрозы, <…>; все ограничения будут сняты, все вакцины будут одобрены, <…>; тем не менее такой абсолютно свободной системы общения, которая существовала до сих пор, уже не будет», — отметил министр.

Перестраховочные меры, призванные обезопасить граждан, продолжат применяться, особенно на транспорте — в самолётах или поездах. Тем не менее, вряд ли данные меры будут жёсткими. Введения необходимых для выезда из страны виз министр не ожидает — необходимость такой меры отсутствует, подобные планы не обсуждаются в коридорах власти.

Вышеупомянутые перестраховочные меры, по нашему мнению, будут использованы крупным капиталом государств в своих интересах. И кампания по цифровизации, широко обсуждаемая российскими левыми, отнюдь не база идущих глобальных процессов, а лишь следствие их. Цифровизация призвана упростить управление экономикой, которая уже никогда не вернётся к фритрейдингу.

Свободный либерализованный рынок и демократизация общественных отношений — мечта либертарианца; сегодня мечта либертарианца самоубилась о шокирующую действительность. Ограничения, введённые на время пандемии, будут использованы для защиты капитала и отнюдь не в интересах работника. Омбудсмен в сфере образования Амет Володарский посчитал законным давить на учителей элитной школы, требующих в разгар пандемии заработную плату за обучение детей богатых родителей.

Чтобы защитить капиталистическую экономику, государствам пришлось забыть о мантрах свободного рынка и взять её в ежовые рукавицы.

Ограничительные меры в Пятигорске
Ограничительные меры в Пятигорске

Мир ждёт усиление протекционизма, а вместе с ним, как это обычно и бывает в рыночном производстве — ужесточение не только торговых пошлин по итогам разрушительной пандемии, но и внутренних законов, направленных уже на контроль собственных граждан. Учитывая, что протекционизм в текущем историческом моменте связан с беспрецедентным глобальным усилением крупного капитала, пора вести речь о корпоративизме — политике в интересах монополий и олигополий, означающей значительное сращивание капитала и государства.

Мы уже рассказывали, как легко крупному капиталу оказывать влияние на государство. Упомянутый в материале Олег Кувшинников, бывший вице-президент «Северстали», теперь губернатор Вологодской области, и действует в корпоративных интересах. Так же действует Игорь Комаров — полномочный представитель Президента в Приволжском ФО, а ранее — крупный бизнесмен. Уже сегодня государственная власть демонстрирует высокую степень корпоративности — большинство крупных чиновников связаны с той или иной отраслью бизнеса.

Экономические предпосылки корпоративизма идут рука об руку с политическими последствиями — самыми известными корпоративистскими образованиями были фашистская Италия и нацистская Германия. Вот это — базовое последствие ужесточения внутренних и внешних порядков государств. Фашизация ждёт не только Россию, но и Соединённые Штаты, страны Западной Европы, Латинскую Америку, например, крупный капитал Бразилии беспрецедентно увеличил эксплуатацию наёмных работников.

"Бразильский дуче" Президент Жаир Болсонару
«Бразильский дуче» Президент Жаир Болсонару

Вслед за ним последуют другие правые правительства — весь материк, кроме Эквадора, Венесуэлы и Уругвая, представлен правыми или ультраправыми.

Усиление давления на трудящихся ждёт и Россию. Остаётся лишь надеяться, что резьба не выдержит нового закручивания гаек.