Очередной хит от левого кинематографиста Кена Лоуча
Живой классик британского кино и главный левый кинематографист в мире Кен Лоуч просто и без затей снял очередной гуманистический шедевр. Завязка сюжета до боли напоминает «Паразитов» — показательно, что оба фильма участвовали в конкурсной программе Каннского фестиваля в прошлом году. И оба фильма повествуют о непростой участи трудящегося человека.
Оставшийся без работы в виду кризиса Рикки Тёрнер устраивается в контору, перевозящую грузы. А чтобы устроиться, он вынужден арендовать грузовик в той же конторе. Более того, он даже не устраивается на работу в классическом смысле, он как бы партнёр — покупает франшизу у предприятия. Его жена, Эбби, работает сиделкой у пожилых и малоподвижных людей.
В современном капитализме трудящийся нередко вынужден приобретать средство труда и самостоятельно его обслуживать. Современный водитель включает в свою зарплату не только лишь восстановление своей физической рабочей силы, но ещё и аренду (а то и покупку), и обслуживание автомобиля (или другого средства труда).
Более того, современное усиление эксплуатации подпитывается соответствующим идеологическим обрамлением.
Ты больше не жалкий наёмный раб — ты партнёр, содержатель франшизы, соизвлекатель прибыли. А то, что работать тебе приходится в два раза больше за смешные деньги — так это твой личный выбор: не хочешь — не надо, выживай.
Это похоже на открытия акционерных обществ во время, когда простой сборщик на заводе Форда мог купить акции и стать якобы совладельцем компании, однако не имея возможности влиять ни на сумму своих дивидендов, ни на распоряжение реальными активами, скрывающимися за купленными акциями.
Ключевой диалог фильма — разговор между Эбби и её клиенткой, которая в тот момент, как бывает свойственно пожилым людям в общении с особенно близкими, показывала женщине фотографии своей молодости — середины восьмидесятых годов, — в том числе фотографии с боевых акций профсоюзного движения, сопротивлявшегося инициативам правительства Маргарет Тэтчер.
Наличие примера Советского Союза, демонстрирующего возможность некапиталистической системы, давало силы и надежду местным профсоюзам — объединения были мощны, как никогда…
Эбби рассказала старушке про свою несладкую жизнь: женщине нередко приходится работать более чем по 14 часов в сутки. Когда клиентка спрашивает про 8-часовой рабочий день, Эбби не понимает, о чём речь, а старушка не понимает её наивного недоумения. Это — разные миры: мир победившей борьбы и мир потерянных достижений рабочего класса.
В фильме есть то, чего решительно не хватает российским «остросоциальным» фильмам за авторством Звягинцева, Быкова, и других, а именно — человечности. Кен Лоуч любит своих героев, и в каждом кадре видна эмпатия, глубокое сочувствие по отношению к ним. Подобное отношение сквозит из каждого кадра любого фильма этого режиссёра. Простота и реалистичность художественной подачи подкупают зрителя ещё больше. Простота, с которой героиня фильма «Я, Дэниэл Блейк» говорит о своём товарище как о погибшем от рук государства (читай — правящего класса, владеющего государством), делают фильмы Кена Лоуча такими великолепными.
Фильм «Извините, мы вас не застали» — однозначно лучший фильм из тех, которые я видел за прошедший год. Посмотрите его.
Андрей Макаров