Автомобили на газу: страх и ненависть в правительстве

Автомобилистам в копилку

Самый выгодный вид автомобильного топлива сегодня в России — газовое. Об этом было опубликовано заявление эксперта Финансового университета при правительстве России. Но есть, как говорится, нюанс. Давайте рассмотрим проблемы применения газобаллонного оборудования (ГБО) на автомобилях в России.

В первую очередь пойдёт речь о работе ДВС на пропан-бутановой смеси, поскольку работа ДВС на метане является менее распространённым решением и более технологически сложным, что для большинства автолюбителей является не таким актуальным.

"Автомобили на газу: страх и ненависть в правительстве"Почему газ?

Применение пропан-бутана в качестве топлива для автомобилей с многих точек зрения является очень привлекательным и общественно правильным решением.

Во-первых, и пропан и бутан получается в качестве попутных газов при добыче и переработке нефти и природного газа. В первой половине нефтяного века эти газы просто сжигались за ненадобностью.

Во-вторых, с точки зрения экологии пропан-бутановая смесь является более чистым топливом, чем тяжёлые углеводороды, и не образует такого количества сажи и тяжёлых продуктов сгорания в выхлопе автомобиля, а количество углекислого и угарного газа регулируется по общим принципам управления ДВС.

Ну и в-третьих, в течение последних 15 лет стоимость бензина была выше пропан-бутана в диапазоне от 1,5 до 2,5 раз, что и определяет экономическую целесообразность применения пропан-бутана.

Казалось бы, вот и ответ, какой вид топлива надо продвигать для внутреннего потребления в нефтедобывающей стране, для максимизации выручки на внешнем рынке, направления нефтяных продуктов в химическую промышленность высокого передела, вместо того, чтобы сжигать столь ценное сырье в многокилометровых пробках Российских мегаполисов. Кроме того, с учётом особенностей нашей географии и состояния транспортной инфраструктуры, для значительной доли нашего отнюдь не богатого населения, особенно в регионах, возможность пользоваться личным автомобилем является жизненной необходимостью, а не блажью избалованных мещан. Даже наше правительство, например, в лице Д.А. Медведева, регулярно вспоминает о перспективности газомоторного топлива, периодически озвучивая призывы стимулировать развитие инфраструктуры на самом высшем уровне.

Цены на бензин продолжат растиКак правительство «способствует» применению ГБО?

Однако при взгляде только на процедуру переоборудования автомобиля согласно регламенту таможенного союза от 2011 года и ГОСТ 31972-2013 «Порядок и процедуры методов контроля установки газобаллонного оборудования» мы увидим, что легальный путь осуществления данной процедуры направлен на что угодно, но никак не на защиту различных интересов общества.

Итак, алгоритм переоборудования автомобиля:

  1. Получение проекта переоборудования автомобиля.
  2. Прохождение экспертизы транспортного средства в аккредитованной организации на возможность переоборудования с согласованием проекта.
  3. Получение в ГИБДД разрешения на переоборудование автомобиля с обязательным осмотром;
  4. Проведение переоборудования.
  5. Прохождение техосмотра.
  6. Проведение повторной экспертизы в аккредитованной организации по результатам переоборудования.
  7. Внесение изменений в ПТС и свидетельство о регистрации автомобиля в авто.

Ну и естественно при введении упомянутых нормативных документов вся система была поставлена в тупик и постоянно буксовала, испытывая на прочность нервы автовладельцев. А это и невозможность пользования авто, невыход на рейс маршрутных транспортных средств, такси, в конце концов, коррупция и поборы на дорогах.

И вот, когда после 2014‑2015 годов система устаканилась и как-то заработала, в июле 2019 года вступает в силу новый технический регламент, в котором пересматривается порядок аккредитации организаций, где проводится экспертиза. И вся система проведения технических экспертиз парализуется, поскольку в реестре не оказывается ни одной организации. И это значит, что нельзя не только установить ГБО, но и сцепное устройство. лебёдку, устройства для инвалидов, переоборудовать эвакуатор и т. п. Да, спустя месяц вступление в силу регламента было отложено на год, но все это вначале коснулось жизни миллионов наших граждан, которые так или иначе в жизни соприкасаются с транспортом на газовом топливе.

А что с безопасностью?

Ну а теперь самое время обратиться к вопросу безопасности, который я намеренно обошёл в самом начале. Уже много копий сломано про «опасность» транспортных средств на газу, однако есть объективное обстоятельство, что если газовое оборудование исправно, то за счёт дополнительных степеней защиты, оно является менее пожаро- и взрывоопасным, чем стандартный бензиновая система питания двигателя. Сами газовые баллоны на порядок прочнее любого бензобака, в системах применены клапаны сброса избыточного давления, осуществляется дублированное перекрытие подачи газа и т.п. Однако, обо всём этом можно говорить, если переоборудование совершено правильно, чему напрямую препятствует вся существующая система переоборудования автомобилей.

Поскольку сам регламент переусложнен до идиотизма, появился целый рынок услуг оказания помощи в регистрации, далеко не всегда правильно выполненного, переоборудования. Целью таких услуг является отнюдь не качество самого проекта, его реализации или технической экспертизы. Более того, свободных денег на более качественные комплектующие или более грамотный проект у владельцев просто не остаётся. И мы даже не будем обращаться к вопросу о месте производства ключевых компонентов, скажем лишь, что отечественные производители были практически полностью зачищены, остались лишь совсем малые предприятия по оказанию услуг установки чужой продукции. Как результат, мы по-прежнему имеем рядом с собой в потоке стреляющие в выхлопную трубу старые жигули, газели с висящими ржавыми баллонами, те же ржавые баллоны, установленные на крышах старых автобусов над головой пассажиров и прочие прелести регионального быта.

Тут наш вопрос, опять же, соприкасается с набившей оскомину проблемой системы проведения государственного технического осмотра. Когда периодический осмотр транспортных средств вместо его проведения просто формально заменяется покупкой бумажки. А впереди у нас повальное применение аккумуляторных элементов, которые также несут факторы опасности как техногенной, так и экологической. Если аккумулятор мобильного телефона способен причинить вред здоровью человека средней тяжести, на что способна тысяча таких аккумуляторов говорить не нужно, и сразу вспоминаем модные «электробусы» наводнившие улицы Москвы. И снова необходимо обращаться к проблеме контроля исправности транспортных средств.

Именно совокупность этих проблем приводит к общественной опасности общественных же средств передвижения, а не конкретный вид топлива или энергии, питающие двигательную установку.

Общественный транспорт в провинцииВыводы

Как итог, мы имеем низкий процент автомобилей на дешёвом и экологичном топливе, небезопасный парк общественного, коммерческого и личного транспорта с ГБО и огромную коррупцию, которая с этого кормится. Стремление к наживе на всех участках общественно-экономической системы от гаражного автосервиса до нефтяных корпораций и правительства приводит к тому, что проблемы не решаются, а только множатся. И это «рынок», на котором как раз все продается и все покупается, а государство выполняет слабую регулирующую роль, о чём так грезят наши либерально настроенные сограждане.

А. Бездорожный