Заводы юбиляра

Со школьной скамьи и даже сейчас говорим о том, что отмена крепостного права породила стремительное время развития экономики России. Конечно, как печалится учебник истории, ещё недостаточно шибко… страна аграрная.… Армия вроде и не так… а всё в кучу и создало революционную ситуацию, из которой, большевики вышли победителями.

Никто не отрицает, товарищу руководителю той поры, досталась страна с сохой. А когда этого лидера провожали в последний путь, оглянулись и ахнули! Оказывается, не только победили в самой кровопролитной войне человечества. Но и умудрились превратиться в супердержаву, с которой считался весь мир. Да, были перекосы, глупость, пустословие, но был и масштаб решения задач экономического развития. Сельского хозяйства, образования. Присутствовала стабильность и как принято сейчас говорить: в обществе витала национальная идея. В чем она проявлялась? Да, прежде всего в том, что о ней никто и не думал, и головы под неё не ломали. Незачем.

Нынче спохватились, и пошла, писать губерния. Да ловко это так получается, что и не скажешь, мол, думские дьяки глупостью занимаются, напрасно последние штаны в креслах бархатных протирая.

Ежели, копнуться в сказочные страдания, только с третьей попытки жар-птицу ловили, и поп не с первого щелчка ума набирался. Значит, нынешнее тысячелетие вроде как знаменательное. Третье. А так ли это? Нынешний последний писк моды — интернет, чай поможет разобраться в ситуации, потому выловим в поисковике нужные странички.

Итак, товарищ Сталин правил страной (давайте, не будем лицемерить, а по — простому, правил) с 1924 по 53 год. 29 лет. Как за этот период развивался город его имени? Щёлк – щёлк по кнопочкам.

Что с ним стало в годы последующие – застойные. Опять за клавиатуру.

И как расцвёл Волгоград в последние десятилетия. Долой аппаратуру, и айда на улицу.

Итак. Город на Волге, уездный, пыльный и только осваиваемый тогдашними воротилами бизнеса. Границы города от реки Царицы и до Мамаева кургана, это если вдоль Волги. И от побережья реки, до нынешнего железнодорожного вокзала, чуть выше. Только на переломе веков городишко начал обрастать особняками из камня резного. На окраинах города возводились корпуса новых промышленных заводов. В 1913 г. появился трамвай. Огромный собор Александра Невского говорил о том, что город богател, а иначе в нищете не замахнулся бы на это строительство. А прошло всего ничего после отмены крепостного права, полвека.

Сейчас не модно заглядывать в оплёванное советское прошлое, как то не досуг. Потому, приглашаю. Сталинградский тракторный завод. Завод, созданный во времена Сталина. Не буду пересказывать его историю, она достаточно показана во всевозможных источниках. Но завод работал. Вокруг возводились жилые дома для рабочих. Уже после войны, за двадцать лет, после ужасающей разрухи прилегающие к заводу земли превратились в полноценный, застроенный многоэтажками, район города. Утром тысячи работяг, направляясь к проходным воротам, перекрывали проезжую часть проспекта. Администрация вынуждена была сделать подземный переход, чтобы не огорчать водителей транспорта.

Битва на Волге, о которой знает мир, не обошла стороной тракторный. И он выстоял. Работал. И ремонтировал танки для защитников города. Это во время бомбёжек, голода, свиста пуль и снарядов. И была Победа, и был подвиг. Понятие, о котором тогда мало кто думал. Просто стиснули зубы и выполняли долг, которому никого не учили, и о будущих поощрениях в окопах не рассуждали. Как в прошлом не учили патриотизму братьев Максимовых, которые на собственные деньги первыми на Волге соорудили трамвайные пути.

Война отгремела, покатилась на запад, завод, зализывая раны, приступил к прямым своим обязанностям. Политехнический институт выпускал молодых инженеров для производства. Профессиональное училище №8 готовило кадры рабочих специальностей. Уже в семидесятые бывший посёлок «Спартановка», полностью преобразился в благоустроенный жилой комплекс.

Прослеживается связь первого руководителя советского государства? Конечно! Дальше обратимся к сухим фактам интернет — информации.

«C 1994 года Волгоградский тракторный завод освоил серийное производство нового гусеничного трактора ВТ-100 мощностью 120 л.с. и различных модификаций на его базе».

«В 1995 году председателем совета директоров ОАО «Волгоградский тракторный завод» избран Владимир Александрович Кабанов».

«В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом. Правопреемником завода является Тракторная компания «ВгТЗ»…

Как видно из источников, за десять лет супер – завод области превратился в банкрота. Возглавлял его на тот период ни много ни мало, а господин Кабанов, который Владимир Александрович. Бог с ним, с председателем Кабановым. Главное то, что он спокойно перешёл на работу в обл. думу, Работал в администрации области, мелькал на телевидении и вообще очень страдал за будущее области. Ратовал за патриотизм и любовь к родине.

Опять дорога. Садимся на скоростной трамвай и катим в сторону центрального района. Несколько остановок и другой бывший гигант промышленности города. Завод «Баррикады».

Не будем повторяться, а всего несколько строк из интернета:

 

«….Несколько российских предпринимателей, приступивших к созданию Русского Акционерного общества артиллерийских заводов (РАОАЗ), в мае 1912 года обратилось в правительство с предложением при технической поддержке английской фирмы «Виккерс» построить завод по производству крупнокалиберной морской и береговой артиллерии. В конкуренции с Донбассом, Нижним Новгородом, Казанью, Самарой, Симбирском и Саратовом выиграл Царицын благодаря сочетанию транспортных путей (водный и железнодорожный) с близко расположенными большими запасами строительных материалов (песок, гравий, глина и др.). Еще до получения всех разрешительных документов 14 июня 1913 года были приняты первые 50 рабочих, и начались изыскательские работы по уточнению места расположения заводских сооружений. 17 июля 1913 года на документе об устройстве завода и условиях предоставления ему казённых заказов императором Николаем II была наложена согласующая резолюция. В сентябре того же 1913 года был заключён первый контракт ….». И была война и была победа. Завод выстоял и работал на оборону страны. Потом….

Сейчас вам никто не скажет, сколько человек работает на заводе, и есть ли они вообще. Информация закрыта моднячим слогом – реконструкция. Зато есть информация для внутреннего употребления, и проверяющих чиновников, обиженных денежным вниманием.

О дальнейшей судьбе больше не вспоминали. СМИ спохватились, когда запахло воровством. Тут и информация пошла, ни сколько не удивляя, а вызывая плююлизм общества к власти всех мастей.

«…На заводе «Баррикады» в Волгограде потушили горевший пресс «ДЕВИ-МАКИ…»

«…На Волгоградском заводе ФГУП ПО Баррикады выявлены новые серьезные нарушения…»

Как на десерт, в разнобой информация о неслыханном:

«…На скамье подсудимых — заместитель генерального директора ФГУП «Баррикады» Юрий Горбатков, подполковник Александр Ратай и еще четверо должностных лиц предприятия — Александр Артамонов, Анатолий Маков, Михаил Романов и Надежда Нестерова. Все проходят по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, совершенное организованной группой). По предварительным данным, каждому из обвиняемых вменяется хищение суммы более чем в 1 миллион рублей…».

Ну и чтобы не церемониться, окончательно постановили:

«…Волгоградский завод ФГУП ПО Баррикады исключили из числа стратегических предприятий…»

Слава Богу, в русле со страной плывём, потому усаживаемся на трамвай и дальше, к центру.

Спотыкаемся о завод старинный и с богатым прошлым. История умалчивает, какие правительственные документы по патриотическому воспитанию изучали французские акционеры, но 1889 году «Уральско-волжское металлургическое общество» на окраине Царицина в 1898 году пустили первую доменную печь. И пошло, поехало, аж до 2008 года. Тут тебе и ордена родины за труд. Огромный ассортимент марок сталей, которая не уступала по качеству Германии, США, Японии.

Дальше идёт процесс акционирования. Опять скромная и сухая повествовальня:

«…После акционирования предприятие пережило несколько собственников, в том числе — арбитражное управление в 1998—1999 годах. 16 октября 2003 года компания «„Мидланд Резорсес“» … «…в партнёрстве с предпринимателем Игорем Шамисом приобрела 100 процентов акций группы компаний «Волгоградский металлургический завод „Красный Октябрь“».

«….до кризиса 2008 г. на заводе шла широкомасштабная реконструкция,( читай, воровство) цель которой ( объяснять нет нужды)— расширение производства легированных сталей специального назначения. В сентябре 2003 года завод выплавлял 37 582 тонн стали, а в сентябре 2004 эта цифра составила 55 558 тонн. Количество марок выпускаемой стали в настоящее время составляет более 600 видов. Численность работающих на предприятии составляет 8 тыс. человек…».

И опять волшебное слово, который больно, ой как больно ударило:

«… кризис 2008 года. Из-за тяжёлого финансового положения на ЗАО «ВМЗ „Красный Октябрь“» с ноября 2009 года введена процедура наблюдения. 1 июня 2010 г. должно состояться заседание Арбитражного суда Волгоградской области, на котором будет вынесено решение о дальнейшей судьбе предприятия».

Естественно, ни о какой дальнейшей судьбе предприятия больше не упоминается, никому не интересно. Больше налегаем на патриотическое воспитание, о котором жарко спорят нынешние руководители области и города в преддверии очередного юбилея прошлых побед, прошлого поколения, о прошлом городе на Волге.

Опять садимся на трамвай с гордым названием метротрама, мчимся дальше, вдоль Волги, к речке Царице. Её сейчас нет, есть глубокий ров, который и делил город на две части. Нынче современный мост соединил город в одно целое. Не отстали в этом вопросе и трамвайные пути. Потому без приключений пересекаем центр в подземном тоннеле и выскакиваем на природный овраг. Мелькает мост, вдалеке нарисовалась речная гладь Волги, и в тот же миг, темнота тоннеля поглощает вагон и уже до конечного пути придётся путешествовать в свете неоновых лампочек.

Нынешняя территория бывшего завода братьев Максимовых, мало похожа на промышленное предприятие. Куда ни кинь взор, кругом оптовая торговля. Рекламные щиты. Забегаловки. Огромные и не очень двери торговых залов и кафешек. Раздолбанный асфальт и противоречивые указатели. Многоголосье и разноязычность, напоминает то ли восточный базар, то ли барахолку.

Опять скупые строки о бывшем заводе им. Куйбышева скажут просто и без фанфар:

«Самым крупным из лесозаводов Максимовых являлся до недавнего прошлого АООТ Деревообрабатывающий завод им. Куйбышева». До наших дней на территории бывшего завода сохранились в своем первозданном облике несколько зданий. Одним из них является здание Заводоуправления.»

Немного истории, и скромное молчание о действительности.

Обзор предприятий можно не продолжать, а оглянуться на внешний вид города. Во первых, все строения по проспекту от Тракторного завода, до речки Царицы, были возведены за первое послевоенное двадцатилетие. Исключение, если не изменяет память, дом офицеров, дворец спорта, научный городок. Чуть не уложились в этот срок мемориальный комплекс на кургане.

А если уж начинали обзор с тракторного, то за последнее время в административном здании завода вырос торгово – развлекательный комплекс. Да по слухам в одном из цехов налаживалось производство резиновых баб. Но, красавицы не выдержали конкуренции с фигуристой пол-литровой посудой и бизнес свернули.

Если сравнивать с последними двадцатью годами, явно годы нынешние проигрывают прошлому. А если так, вывод налицо.

В начале, был упомянут директор Тракторного Кабанов Владимир Александрович. После краха завода, с поддержки населения, спокойно занял место в областной администрации и модернизировал область дальше. Если и спрашивали товарища о печальном положении предприятия, то уважаемый чиновник не прикрывался модным «реконструкция», а всё сваливал на малиновый пиджак. Его собратья по администрации области, так же пересели не с мягких директорских кресел. А с лавки должника, которую вот — вот заменят на казённую. Вся эта реконструкция идёт и продолжается в том же русле ровно столько, сколько возрождался послевоенный город. Двадцать лет!

Последнее достижение, город не одну зиму остаётся без хозяина. Если и появляются исполняющие, то в народе они и звучат как «вришки – воришки». Губернаторы меняются, временные «ИО» сидя в кресле, боятся перышки расправить, напоминая литературного зиц – председателя.

Оппозиция в такт административного дирижёра, призывает население к проблемам, которые порой не стоят выведенного яйца. Это, ежели, руководство города соображает, что и как.

На фоне всех перечисленных мероприятий, местное телевидение кажет гос-обл-голову. Она с отеческой заботой воркует о «…ещё большем и направленном воспитании патриотизма, на примерах подвига защитников города в годы войны….». В такт волгоградской, кивает московская, которая никак не найдёт национальную идею. А сообща пекутся о народном благе, ямочных ремонтах, и средней зарплате, которой хватало бы не скромный обед с кутьёй.

 

О.Круг.