Забастовки таксистов и события в Приморье

Дайджест февраля и начала марта

От редакции: мы начинаем публикацию обзорных статей, рассказывающих о событиях на фронте классовой борьбы в современной России. Многим кажется, что рабочее движение в стране отсутствует как таковое, но это не так: оно есть, оно охватывает все новые отрасли экономики, оно будет расти вместе с ростом социального неравенства в России и мире. И мы постараемся держать руку на его пульсе.

Новости рабочего движенияВ первой половине марта громче всех прозвучали трудовые конфликты в Приморском крае. Мы уже освещали забастовку на острове Русский, однако, в новостном материале в качестве причины протестных действий назывались в основном проблемы с заработной платой рабочих. Стоит рассказать и о других причинах, озвученных забастовщиками. Так, рабочие рассказывают, что работодатель, требуя выполнения планов, не обеспечивал бригады необходимым инструментом и оборудованием в нужном количестве, из-за чего работники простаивали, а сроки — срывались. В чем потом и обвинили самих рабочих.

Да, инструменты там полностью отсутствуют. Это надо рано утром приходить, брать, на себя записывать инструмент. Но так как здесь много людей работает, нечем работать абсолютно. Ну, грубо говоря, если на 100 человек 2 болгарки и люди стоят ждут,  — говорит строитель компании «СТГ-Восток».

Нужно отметить и ужасные бытовые условия, в которых живут работники на объекте:

Нас заселили в общежитие там плесень, грибок. Горячей воды в комнатах нет, тараканы бегают. В одной комнате живут по 40 человек.

В дополнение к этому не отапливается столовая, в ней самой — грязь и антисанитария, туалеты отсутствуют. Все это, в совокупности с урезанной зарплатой, и спровоцировало забастовку строителей.

В это же самое время, 10 марта, на другом приморском предприятии — 322-ом авиаремонтном заводе в селе Воздвиженкапроизошло сокращение штата, и 54 сотрудника были уволены с занимаемых должностей. Надо сказать, что это — не первое сокращение за последнее время. В 2019 году еще 200 человек лишились работы на этом заводе. Причина сокращений — отсутствие оплаты уже выполненных госконтрактов Объединенной авиастроительной компанией, из-за чего предприятие вынуждено покрывать долги по зарплате из собственных фондов. При этом 322-й авиаремонтный завод – единственное предприятие Дальневосточного федерального округа, специализирующееся на ремонте авиатехники. И в нем на данный момент осталось чуть больше половины штата. Вот такие чудеса эффективного управления демонстрируют буржуазные менеджеры завода и всей отрасли. В этой ситуации не иначе, как издевательством, можно назвать выступление министра промышленности и торговли Дениса Мантурова на восьмое марта, в ходе которого он заявил, что в России необходимо создать условия для работы молодых девушек на промышленных производствах.

Конец февраля в нашей стране ознаменовался целой чередой протестов среди работников транспортной сферы. Так, в Тамбове бастовали таксисты, работающие в «Яндекс.Такси», «Арбат» и «Максим», потребовали поднять минимальную стоимость заказа: 40 водителей не вышли в рейс. Однако, их требования остались не услышанными, а сами забастовщики заблокированы агрегаторами в мобильных приложениях, через которые в такси осуществляются диспетчерские функции.

Эстафетную палочку подхватили коллеги тамбовских таксистов в Саратове. Водители «Яндекса» и «Ситимобила» выставили ряд аналогичных требований, которые также были проигнорированы. Суть претензий к агрегаторам раскрывает один из забастовщиков:

Забастовка началась в связи с сильно ухудшившимися условиями работы в «Яндекс.Такси». Чтобы понять, нужно посмотреть на ситуацию в контексте времени. Я пришел на работу пару лет назад, с тех пор тариф на услуги повысился в 2,5 раза. Покупка смены раньше стоила 430 рублей на сутки, сейчас она стоит 540 рублей на 12 часов. Это рост в 2,5 раза, при этом тарифы сильно упали.

Такая ситуация привела в тому, что доход упал примерно на 25%. Нужно понимать, что таксист из выручки оставляет себе только 35%. Деньги уходят на аренду машины (если таксист работает не на своей или у него такой нет), у кого-то машины в кредите, на обслуживание, на мойку, заправку, покупку смены и другие сопутствующие расходы. Я довольно долго считаю свои доходы и расходы и понимаю, что остается около 35%.

По итогу акции саратовские таксисты пришли к выводу о необходимости создания своего профсоюза.

Однако, не все гладко и у водителей общественного транспорта. 17 февраля отказались выходить на работу водители одного из маршрутов в Екатеринбурге. На крайние меры рабочих вынудило пойти повышение размера отчислений с заработка. После начала забастовки работодатель задействовал на маршруте труд штрейкбрехеров, переведя на него водителей с других направлений.

Таким образом, выступления транспортников в упомянутых конфликтах не  увенчались успехом, требования не были услышаны, работодатели не уступили ни в чем. Однако, трудящиеся приобрели опыт рабочей борьбы, сделали выводы из неудач. А самое главное — получили возможность убедиться на практике в том, что для успешной борьбы необходимо объединяться и организовываться, а забастовки и протесты  — готовить заранее, а не стихийно.