Тонет не Крымск, тонем все мы

В трагедии Крымска несколько сместились акценты. Одни кричат: «Во всем виноват режим Путина!», срочно закупая новый запас белых лент.

Другие орут: «Стервятники!», и стеной готовы встать на защиту стабильности, которая, им так кажется, под угрозой.

А суть вопроса остается где-то в стороне, всеми в политическом угаре забытая и никому не нужная.

В том, что случилось в Краснодарском крае, нет вины Путина. И дело тут даже не в созданном им режиме. Все гораздо глубже и серьезнее.

Если обернуться назад, хотя бы на несколько лет, то абсолютно в каждой катастрофе мы увидим халатность и безразличие, причем не только властных структур, но и просто граждан, которым поручен определенный участок работы.

Катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС не произошло бы, если бы ответственные люди, прекрасно понимавшие возможность катастрофы, не надеялись на «авось», предпочитая не ссориться с высокопоставленными менеджерами.

Знаменитые московские пожары двухлетней давности не имели бы столь ужасающего размаха и последствий, если бы сотрудники, в ведении которых находились леса, занимались в достаточной мере профилактическими мероприятиями.

Вспомните несчастную «Булгарию»: ведь десятки людей по долгу службы могли предотвратить эту трагедию, если бы хотя бы чуть-чуть ответственнее подходили к своей работе.

Разумеется, катастрофы случались и во времена Советского Союза. Однако там ЧП всегда становилось поводом для серьезных выводов и принятия мер. Нормы безопасности и понятие ответственности должностных лиц шагали рука об руку.

Да и не только должностных лиц. Каждого советского человека приучали к мысли об ответственности за все, что происходит вокруг. Лозунг «Не проходите мимо!» гораздо глубже, чем кажется.

Наверное, принцип всеобъемлющей ответственности начал хромать еще в период дряхления Ледонида Ильича. С приходом веселых дней Горбачева ответственность стала слабеть с каждым днем, а Борис Ельцин, как и всякий сильно пьющий человек, всякую ответственность считал злом.

Наступила эра тотальной безответственности, эра всеобщего пофигизма, 20-летие которой мы сейчас бурно справляем.

Сегодня наше государство более всего напоминает пресловутый клуб самоубийц, где каждый надеется, что туз пик вытащит кто-нибудь другой.

Мы не хотим категорически за что-либо отвечать. Попав в экстремальную ситуацию, большинство граждан России думают об одном — как бы спихнуть ответственность на кого-то другого.

Врач не хочет отвечать за проблемы, возникшие у пациента, сотрудник МВД не желает отвечать за криминальную обстановку, воспитатель в детском саду всеми правдами и неправдами спихивает с себя ответственность за детей.

Помните Сергея Сотникова? Вряд ли вы навскидку вспомните это имя. Это тот самый человек, который в неработающем заброшенном аэропорту упрямо поддерживал в нормальном состоянии посадочную полосу, на которую в сентябре 2010 года сел аварийный Ту-154 с полным отказом оборудования.

Потом Сергея Сотникова, спасшего 80 человек, наградили. Но подумайте, как на него смотрели еще за день до этой самой посадки? Как на чудака? Как на идиота? Как на умалишенного?

А у человека просто в душе была ответственность за вверенное ему дело. И он, вопреки общему течению жизни делал то, что должен.

Но таких, как Сотников, сегодня у нас единицы. В отличие от тех, кто готов растащить и распродать все, до чего дотянутся руки на вверенном участке, от тех, кто готов не выполнять порученные мероприятия по безопасности, а просто списать средства и положить их в себе в карман.

А что такого, говорит себе подобный деятель, ведь я не один так делаю?

Мы привыкли говорить о чиновничьем равнодушии. А дело не только в чиновниках, дело в гражданах вообще, которые за 20 лет новой России совершенно разучились за что-либо отвечать.

Самый мелкий начальник, получив в подчинение несколько человек, начинает показывать власть, но никогда не думает, что несет ответственность за своих людей.

Депутаты от партии власти, да и не только от нее, придя в Думу, чувствуют ответственность перед правительством, руководством партии, президентом, кем угодно, у кого есть власть, но не перед народом, который они вроде как представляют.

У нас в стране выстроилась не вертикаль власти, а пирамида безответственности, где главной задачей каждого является спихнуть ответственность на кого-то другого.

То, что случилось в Крымске, лишь следствие всего этого. Фраза, брошенная раздраженным губернатором Ткачевым при общении с пострадавшими: «Вы хотите сказать, что если бы вас предупредили, вы бросили все и побежали спасаться?», говорит о многом.

Власти Крымска и Крымского района, получив информацию о надвигающемся бедствии, отнеслись к ней чисто формально. Дали оповещение, как сумели, а получили его жители или нет — это дело десятое.

Наверное, чиновники не представляли всех масштабов надвигающегося катаклизма. Но главное в другом — душа у них не болела за людей. Ни Владимир Улановский, ни Василий Крутько не рассматривали граждан, оказавшихся под их властью, как своих подопечных, за жизнь которых они несут ответственность.

Пусть ты не смог обеспечить достаточное оповещение, экстренную эвакуацию, не справился, но твой долг спасать людей до последнего.

Может, чиновники до последнего метались на подручных плавсредствах в зоне бедствия, ныряя в затопленные дома и вытаскивая перепуганных стариков и детей? Может, Улановский и Крутько, рискуя жизнью бросались в бурлящий поток, делая, что могли?

Нет, они, бодренькие и свеженькие, вскоре уже вещали о «злых силах», которые сеют панику и нагнетают страсти.

А честь не власти даже, а народа, спасали другие, те самые чудаки, для которых «ответственность» — все еще не пустой звук. Такие, как подполковник милиции (у меня язык не повернется назвать этого мужественного офицера полицейским) Вячеслав Горбунов, который в разгар стихии в Крымске спасал людей.

Последними он успел вытащить двух детей 5 и 6 лет, и погиб на боевом посту, пытаясь освободить людей, заблокированных в уходящем под воду доме.

Только ведь нам сегодня понятнее и ближе те, кто спасает себя, как уходящие от ответственности чиновники, чем те, кто готов отвечать за все и за всех, рискуя собственной жизнью.

Тонет не Крымск, тонем мы все. И никакие белые ленты, никакие голубые знамена неспособны уберечь нас от массового самоуничтожения, имя которому «всеобщая безответственность».

Трагедия в Краснодарском крае, где счет трупов приближается к двум сотням, породила еще одно интересное явление, которое я не могу назвать иначе, как «властная сицилианская защита». То есть это такой контратакующий удар, когда главным злом объявляются «истеричные блогеры».

Не спорю, что появление в Сети слухов и громких, но малообоснованных версий чрезвычайных происшествий — это реальность. И ясно, что большинство пишущих в Интернете людей вряд ли обладают достаточной технической подготовкой, чтобы делать выводы об истинных причинах того же наводнения в Краснодарском крае.

Однако когда и власти, и СМИ ударным порядком начинают заявлять, что все зло-де от блогеров, то это ничто иное как попытка вывести из-под удара себя любимых.

А в реальности нужно говорить вот о чем: власти Краснодарского края оказали не готовыми к бедствию подобного масштаба, вне зависимости от того, что стало его причиной.

Власти региона, где чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан, нередки, не создали эффективную систему оповещения и эвакуации, позволяющую если не предотвращать катастрофы, то сводить наносимый ими урон к минимуму.

И мы сейчас говорим о регионе, ежегодно принимающем миллионы отдыхающих со всей России. О регионе, в котором менее чем через два года пройдет Олимпиада.

Иногда мне кажется, что отсутствие выводов из катастроф не случайность, а осознанная политика. Ведь на каждую катастрофу можно списать неимоверное количество собственных огрехов и ошибок, отвлечь внимание от злоупотреблений, от всевозможных кущевских, не говоря уже о таком сладком куске пирога, как средства, выделяемые федеральным бюджетом на ликвидацию ЧП.

А люди, спросите вы? А что люди? Они утонули. Сами знаете, у нас это бывает. Все злые блогеры виноваты, это они волну нагнали.

Вечная память погибшим, стойкости, мужества и терпения пострадавшим.

Андрей Сидорчик

Источник   http://red.gklforum.ru/tonet_ne_krymsk_tonem_vse_my