Вторая часть интервью о борьбе жителей Новосибирска против роста тарифов ЖКХ
Интервью одного из активных участников акций протеста, члена нашей партии — Олега Мецлера.
Корр. Как велась подготовка к акциям?
О.М. Информирование жителей Новосибирска о протестных акциях велось несколькими способами: через объявления в рекламных изданиях (самый затратный способ оповещения), через распространение листовок (50-70 тысяч штук) и расклейку объявлений, через социальные сети, рассылку смс и ватсап-сообщений, через телефонный обзвон граждан. В списке последних были жилищные активисты (по спискам старших по домом) и подписанты обращений к президенту с требованием отменить 15% рост тарифов (сбор велся постоянно). Кроме того, проводилась работа с организованными группами: встречи с ТОСами, ветеранскими организациями.
Учитывая, что состав участников митингов под эгидой Комитета пенсионеров и КСД, большинство которых составляли люди пенсионного возраста, можно предположить, что их присутствие обеспечили, в основном публикации в газетах, листовки, обзвоны. Однако, немалое внимание по информированию жителей отводилось и работе в социальных сетях. Сначала в сети Вконтакте, чуть позже – в Фейсбуке и Одноклассниках, были созданы специальные встречи «Новосибирск – против роста тарифов ЖКХ». По содержанию, группа была политически нейтральной, чтобы привлечь людей с разными взглядами, которые негативно относятся к полит. агитации. Однако полностью от политики мы не отказывались, ссылки на наши источники были с самого начала, и негативной реакции они не вызывали. Размещались и перепосты партийных материалов, в основном, с сайта РОТ ФРОНТа. Наши материалы воспринимались с интересом и не отталкивали людей от протеста. Это яркий пример тем, кто любит наводить панику и отказываться от красной агитации ради увеличения общественной активности. Красная, да и любая полит.агитация, людей не отталкивает, конечно, в разумном количестве.
Важной проблемой для многих левых и протестных групп является численность. Мы просмотрели наши действующие и «мертвые» левые местные паблики. Попытались установить связь с администраторами некоторых «неполитических» групп. Общая численность пользователей в таких группах составила около 30 тысяч. С помощью рассылки-приглашения участников этих групп на нашу встречу по тарифам удалось довести число участников до 1700 человек. И это неплохой показатель. Само собой, «вручную» приглашения организовать нереально. Использовались специальные программы. Благо, пользование ими стоит не дорого. С их помощью, можно организовать рассылку приглашений из группы в 10 000 человек всего за 8-9 часов.
Следующий вопрос: наполнение материалами. Посещаемость была разная, до и после акции она возрастала в 3-4 раза, но нужны были материалы и в период между акциями, тем более, когда промежуток между ними был месяц. Нам удалось публиковать 3-4 материала в день, посещаемость была на высоком уровне для данной численности: около 100 уникальных посетителей, примерно 400-600 просмотров.
Не удалось полностью использовать возможности местных неполитических пабликов, у которых есть большой потенциал. Для каждого города в соц.сетях есть группы типа: «типичный Новосибирск», «Ленинский район Новосибирска» и т.д.. Аудитория там вполне приличная и игнорировать такую возможность нельзя. Да, большинство из них молчат, потому что политика «не интересна и скучна». Однако не все так думают, и нужно искать подход к таким сообществам. Важно помнить еще один момент. Для полит.активиста прийти на митинг – обычные будни, он ходит туда абсолютно спокойно. Но для многих людей — это серьезный гражданский акт и требует воли, поэтому не забывайте в приложенной новости предоставлять документы о том, что акция согласована. Причиной отказа в размещении публикации о предстоящей акции может быть именно отсутствие подтверждения согласования акции.
Корр. Насколько отзывчивы были горожане? Помогали ли они в работе?
О.М. Люди помогали, приходили за листовками. Я бы не сказал, что их было очень много, примерно по 5-10 человек от каждого района города, в основном это были люди, которые давно посещают все протестные акции, но были и «новички». Основной упор, как и в акциях 2010-2011 годах мы делали на тех людей, которые приходили на митинг. Поэтому мы и стали проводить митинги раз в две недели. Накануне митинга подавали уведомление на следующую акцию. На митинг приходит тысяча человек, этим людям даем на руки по 20-30 листовок и просим расклеить на ближайших домах. Почти все охотно берут, проблема была лишь в том, что эти объявления долго не висят, их срывают или заклеивают. Самый эффективный способ, это раздача приглашений в руки в проходных местах. Но это уже тяжелее, да и акции проводились зимой, раздавать листовки в мороз не очень удобно.
Для удобства по координации работы по распространению материалов использовали карту города, где отмечали «закрытые» участки (кварталы, микрорайоны). Использовались и лотки в магазинах, организациях. Главное, проследить, чтобы агитацию не выбросила охрана. Здесь достаточно оставлять по по 20-30 штук.
Корр. Были ли провокации? Были ли попытки расколоть протестующих, запугать, подкупить?
О.М. Имели место попытки использовать акции протеста со стороны новоиспеченных российских «революционеров» — Артподготовки. Большинством голосов на КСД было рекомендовано не допускать использование символики (флагов и растяжек) «мальцевцев» на акциях с тем, чтобы анти-тарифный протест не связывали с известным политическим провокатором. Это предложение было поддержано заявителями митинга от Комитета пенсионеров. Активисты «Артподготовки» эти требования игнорировали, организаторам приходилось привлекать полицию. В целом, серьезных, конфликтов по этому поводу не возникало.
Серьезных противоречий и расколов в нашем оргкомитете не было. Хотя, при проведении последнего митинга 22 апреля, представители Комитета пенсионеров отказались принять предложение провести согласованный победный митинг на другой площадке после возложения цветов к памятнику В.И. Ленину. Так как официальными заявителями были члены Комитета пенсионеров, то своим отказом они проигнорировали позицию организаций, входящих в КСД, что, конечно, не способствовало укреплению отношений между союзниками по движению.
Другой – «либеральный» оргкомитет не избежал гораздо больших потрясений, связанных с решением пригласить на митинг 19 марта лидера Партии прогресса А. Навального. Это решение, принятое большинством голосов, вызвало резкое несогласие и выход из оргкомитета части «патриотически» настроенных активистов, а также ключевых фигур: В. Козодоя и С. Дьячкова. Участие Навального в акции 19 марта, тем не менее, вызвало интерес местной политизированной публики и стало причиной рекорда по численности протестных акций.
Корр. Позиция левых на митинге. На что делали упор?
О.М. На каждом митинге была наша агитация (газеты или листовки). Были и выступающие. Два митинга из 4-х, 28 января и 25 февраля, проходивших под эгидой Комитета пенсионеров и КСД, вел представитель РКРП, секретарь обкома Сергей Крупенько. Два последующих митинга, 25 марта и 8 апреля, также вел коммунист, лидер местной организации ВКПБ А. Денисюк. Ведущий не может все время вести левую пропаганду на митинге, все-таки акция была не полностью наша, были представители и других течений, хоть и близких к нам. Но это не вызвало проблем, на митинге выступали и другие левые активисты. В частности, я выступал на всех митингах кроме первого, были выступления и представителя РКСМ. Во всех своих выступлениям мы говорили о необходимости объединения гражданских активистов и граждан вокруг коммунистов. Призывали ходить на митинги и бороться за свои права, и в тоже время помнить, что победа в одном деле не исправит общество и власть найдет другой способ нажиться на гражданах. Нужно бороться с причиной проблемы, а не со следствием.
Мы изготавливали значительную часть плакатов. На первых акциях лозунги были обычного, протестного содержания. Затем стали добавлять критику власти города (КПРФ) и капитализма в целом. С критикой Локтя были не все согласны, но таких было мало, за три года, что секретарь обкома КПРФ является мэром города, как коммунист он не сделал ничего, а в случае с тарифами, вообще, встал на сторону капиталистов.
Корр. Есть ли политизация граждан? Что они думают о причинах роста тарифов? Винят отдельных чиновников или систему? Удалось ли создать постоянно действующую структуру из самих трудящихся, или сейчас всё затихло?
О.М. Политизация есть, в ходе проведения акции удалось познакомиться с новыми людьми, некоторые из них стали посещать другие акции и митинги, читать наши новости. Некоторых мы привлекли к нашим полит. семинарам. Не обошлось, конечно, и без акций Навального. Но, как показала практика двух орг.комитетов, далеко не все согласны с его позицией, и многие понимают, что данный «оппозиционер», по сути, ничем не лучше Путина/Медведева и других.
В причинах повышения тарифов обвиняют власть города – Городецкого и Локтя. Систему обвиняют меньше, чем нам хотелось бы. Но мы и не надеялись на какой-то резкий левый поворот. Все-таки данные акции носили исключительно локальный характер, и разглядеть в этой проблеме причины всей полит.системы страны смогли не все.
Структуру нам создать удалось – это КСД (Комитет солидарных действий), куда вошли представители ряда общественных и политических объединений. В городе есть еще очень много проблем, которые требуют нашего вмешательства; много людей, которые ждут от нас помощи.
Уже за последний месяц, после отмены постановления о росте тарифов на 15%, в Новосибирске обозначилось несколько «горячих» точек, привлекших общественное внимание. Это и концессионное соглашение о переработке мусора, которое, по мнению общественности, заключено правительством НСО с частной фирмой в ущерб и бюджету, и экологии области. Члены КСД оказали поддержку одной из групп обманутых дольщиков – приняли участие в организации и проведении митинга 13 мая.
Однако и в этом комитете у коммунистов свои цели: способствовать не решению только лишь локальных проблем, а содействовать организации граждан в совместных действиях по защите своих прав, а также – постепенно привлекать людей к политической борьбе. Как говорится, поможем в малом, поверят – в большом!