Слова Путина о снижении «нефтезависимости» оказались ложью

Страна не может слезть с нефтегазовой иглы

Президент РФ Владимир Путин не смог ответить на вопрос о «персональной ответственности» за растущую бедность россиян. Вместо конкретного ответа он сослался на снижение цен на нефть. При этом Путин заявил, что российская экономика постепенно избавляется от «нефтегазовой иглы», хотя процесс идёт медленно. Однако эти заверения не стыкуются со статистикой Минфина.

Путин и нищета

Вопрос о снижении доходов россиян и росте бедности прозвучал в очередном выпуске интервью. На вопрос о персональной ответственности за эти процессы Путин ответил следующее:

«Есть и объективные обстоятельства, понимаете. Ну что можно сказать про персональную ответственность, если снизились цены на нефть на мировом рынке?»

Поражает беспомощность этого ответа. Фраза президента напомнила многим зрителям его знаменитое лицемерное выражение «просьба отнестись с пониманием», сказанное при повышении пенсионного возраста. Другие комментаторы вспомнили не менее знаменитое «она утонула»

При этом Путин заявляет, что зависимость российской экономики от экспорта нефти и газа неуклонно снижается:

«Мы хотели уйти [от нефтезависимости] и постепенно уходим, кстати говоря. Мы реально уходим от этого, потому что доля ненефтегазовых доходов растёт… Но это требует времени, это не сделаешь одним щелчком пальцев».

Однако утверждения президента плохо соотносятся с реальностью. Хотя Министерство финансов РФ постоянно говорит о планируемом снижении доли нефтегазовых доходов, статистика этого ведомства красноречиво свидетельствует, что динамика доли нефтегазовых доходов в российском бюджете не имеет чётко выраженной тенденции. Иногда она выше, иногда ниже, в зависимости от рыночной конъюнктуры, а в целом колеблется от 36 до 51%.

Доля нефтегазовых доходов в общей структуре доходов федерального бюджета РФ

(Данные за 2019 г. взяты из публикацииРед.)

Более того, оказалось, что в используемой Минфином методике подсчёта содержится неоднозначность. Помимо «чистых» нефтегазовых доходных статей, есть и так называемые «расширенные» нефтегазовые доходы, которые связаны с нефтегазовой отраслью, но Минфином в общую оценку не включаются. Между тем, в 2018 году сумма поступлений по этим «расширенным» статьям составила 10,5 трлн рублей. Иными словами, зависимость России от экспорта углеводородного сырья гораздо крепче, чем пытается представить президент и его чиновники.

За два десятилетия своего правления Путин и его «команда» не смогли ни восстановить российскую промышленность, ни избавить страну от экспортной зависимости, ни повысить благосостояние нации. Напротив, в стране растёт нищета и разруха, а широко разрекламированное импортозамещение провалилось. Зато российские олигархи непрерывно жиреют. Иначе и быть не может: российская власть служит вовсе не народу, а крупному капиталу, чьи интересы она и обслуживает. Президент и правительство эффективно выполняют свою главную задачу — грабить страну, грабить население, набивать карманы олигархов.