PMTV о голосовании, консервах, ненависти и свободе выбора
И снова на связи PMTV Channel, канал о правильной музыке и о словах за ней. В очередной раз мы постараемся немного подукрасить тянущий нас все глубже на дно исторический момент наиболее актуальными куплетами.

Так или иначе, а последние тридцать дней весь общественный дискурс, если позволите так выразиться, запитан на одной-единственной теме – поправках в конституцию РФ, принятие которых ну вот обязательно в скорейшем времени позволит стране не то, чтобы подняться с колен (с колен-то мы уже, считай, поднялись), а прыгнуть чуть ли не выше головы. И самое важное, всё это лишь потому, что у руля останется тот самый лидер, под строжайшим руководством которого корабль “Россия” верно идет ко дну… простите, гордо движется среди волн мировой истории навстречу всеобщему счастью.
Но что-то мы увлеклись… Кажется, градус пафоса и патетики надо бы прибрать. Сделаем это тупой и оттого правдивой песней металлистов-наркоманов Dope, называется которая “Жаль, что я не президент”.

“Подходит конец месяца, надо платить за аренду.
Жаль, что я не президент.
Подходит конец месяца, а денег уже и нет.
Жаль, что я не президент”.
Вся красота этой песни – в её босяцкой простоте. Строчки от лица представителя бедноты, которому нечем платить за жильё, могли бы звучать на любом языке планеты. Наверно, нет такой страны, где простой человек не задумывался бы о дне завтрашнем и не представлял, каково это быть президентом. И каково же?
“У меня бы был здоровенный белый дом с двориком и забором,
Чтобы все террористы оставались за ним.
Я стал бы пупом Земли, врал бы и отнекивался
И кайфовал бы с почётными гражданочками”.
Так в США снизу видят нелёгкую президентскую жизнь на самой верхушке политического Олимпа. И вряд ли возникнет желание спорить с таким стереотипом. Ведь даже если автор песни позволил себе вольности в выражениях и образах, в общем и целом сильные мира сего в реальной жизни не так уж и далеки от описанного в песне.
“Вот и ещё один месяц полетел в трубу. Жаль, что я не президент. У меня была бы яхта, горничная и личный самолет, А я всё равно бы жаловался. Я бы делал что хотел, Катался бы по миру, сбрасывая бомбы на наших врагов. Я бы курил самые смачные сигары, водил бы спорткары И трахал бы дюжину порнозвёзд. У меня была бы чертовски хорошая жизнь, Я не платил бы налоги И почти бы не видел жены”.

Как известно, дыма без огня не бывает. И раз так, то карикатурное малевание политических элит как чего-то совершенно чуждого простому человеку – это не проявление чисто люмпенской ненависти, а едва ли не классовый подход, подтверждающий, что между нами действительно — пропасть. Финансовая, социальная, нравственная и вполне себе видовая.
* * *
Поговорим об институте голосования. Об институте голосования в буржуазном государстве. Ведь другой реальности у нас нет. В одном из романов Иена Бэнкса (левенького писателя, если что) была фраза примерно такого типа:
“Демократия – это возможность выбора между дерьмом пожиже и дерьмом погуще каждые четыре или пять лет, если повезёт”.

Продолжая эстетически малоприятный ряд аналогий, можно вспомнить и что-то более массовое, например, мультсериал “Южный парк”. В одном из эпизодов суть (буржуазной) демократии сводилась к выбору между условной клизмой и бутербродом с дерьмом, а рэпер Пафф Дэдди читал рэп о важности голосования “Голосуй или сдохни”.

Это всё к чему? Да к тому, что свобода выбора – дело, конечно, хорошее, если не обращать внимание, что это не свобода, а позволение, а то и вовсе подлое надувательство и игра по чужим правилам, исход которой предрешён заранее.
“Жертве кораблекрушения в открытом море:
Никто и не говорил, что жизнь бесплатна.
Тони, плыви, иди на дно с кораблем,
Главное – используй свободу выбора.
Еще раз скажу, в стране свободных
Используй свою свободу выбора”.

Песня группы Devo “Свобода выбора” как нельзя лучше подходит для избирательных сезонов. Если, конечно, нам нужна более интеллектуальная альтернатива знаменитому “Выборы, выборы. Кандидаты – п…” В своём треке 1980-го года Devo подвергают насмешкам священный институт голосования, называя его “правилом большого пальца”. Ведь по сути всё, что требуется от нас, – это поднять палец вверх или опустить его вниз, сказать “да” или “нет”, поставить галочку в одном из наиболее симпатичных нам квадратиков, специально нарисованных и распечатанных кем-то за нас. Принимаем ли мы действительно какое-то решение или просто выбираем из двух (трёх и более) приготовленных заранее? Думаю, многие уже давно знают правильный ответ.
“В Древнем Риме был стишок
О псе, что нашел две кости.
Он поглядел на одну,
Полизал другую,
Ходил кругами и в итоге сдох”.
Вот бы не обнаружить однажды, что сам уже давно стал этим псом из древнеримского стишка.
* * *
Если по нашей истории будет кому делать мемы, то вот одна идейка: “Шло лето 2020-го. Мы консервировали, что могли”.

Уже который месяц города страны “украшают” бесчисленные постеры, с которых нас призывают проголосовать за эти пресловутые поправки, чтобы не отдать ни пяди родной (пусть и не принадлежащей нам с вами) земли, защитить какую-то абстрактную память предков, обеспечить (а что, еще не обеспечена?) индексацию пенсий, обязательно закрепить в главном документе страны ответственное отношение к животным и, конечно же, сохранить семейные ценности. Все это напоминает бестолковый и страшный по своей сути процесс политического консервирования. Он начался далеко не вчера, но в эти месяцы и недели вышел на какой-то запредельный виток, после которого… А кто его знает, что после него будет…

Питерская группа Шуми на своем альбоме “Человеческий продукт” еще пару лет назад попробовали предположить, что нас ждет впереди. Прогноз оказался до боли русскимЪ и по-питерски “культурным”: “Нам п****ц!”
Забавно, но в 2020-м песня уже оказалась в чём-то пророческой со строчками о высоком заборе сознания и времени “принять карантинные меры”. Конечно, нежное ухо с первого раза вряд ли что разберет в криках и воплях альтернативщиков Шуми, но уверяем вас – в тексте песни “Консервы” есть над чем покумекать:
“Капитанский мостик, вопрос:
- Жизнепригодна ли эта планета?"
- Согласно собранным данным
И проведённым анализам:
Нет!”
Нередко в нашей среде можно встретить мнение, что, мол, в России дефицит протестной музыки. В отчаянии люди пытаются нащупать что-то остренькое у завсегдатаев “Нашего радио” и немалочисленных рок-фестивалей, но безуспешно. Все это слабо, аккуратно и уж слишком форматно. Настоящий протест нужно искать на илистом дне альтернативного подполья. Там, куда не доходят медийные лучи солнца, а оттого язвы мира видятся яснее и без прикрас. Это и позволяет тем же Шуми время от времени попадать в самую точку, создавая актуальную моменту музыку страха, боли и протеста:
“Наша тюрьма – это шар
Во всеми забытом пространстве.
Раньше -
Таких как ты на костре сжигали.
Куда ты вообще собрался,
Неадекватный?
Сохраняй спокойствие,
Руки по швам,
Примеряй рубашку.
Санитары, попы, менты
Проводят тебя в палату!
Парень,
Наше неравенство
Рай!
Не нарушай установленных
Правил,
Знай своё место,
Подставляй лицо под удар.
...
Зацени:
Добровольный геноцид.
Вход,
Для таких как ты,
В открытый космос закрыт.”
Сумбурно? Да. Грубо? Конечно. Осязаемо? Ещё бы! В этих злых и непричесанных куплетах – искренние недоумение, страх и ненависть. Нет времени на красивые словоформы, не до художественных прикрас, уж простите, но сейчас только так. Это не положить на Am-Dm и не спеть под гитарку, это можно только пропустить через себя и представить место, время и состояние души, родившие такое. А представив, понять, что мы все уже тут, вокруг никого и остается только отчаянно кричать: “Спасите наши души!”
* * *
Будьте в прядке. Слушайте правильную музыку и помните, что иногда песни пишутся не просто так.