Разнорабочие, крысы и отбросы общества (рецензия на фильм «Отбросы общества»)

От редакции: Современное искусство, как массовое, так и элитарное, делает вид, что рабочих не существует или их жизнь не достойна внимания. В то время как общественное благополучие по-прежнему обеспечивает труд наемных работников. Рецензией на фильм «Отбросы общества» (или «Риф-раф») английского режиссера Кена Лоуча мы открываем новую рубрику о другом искусстве, которое не только адекватно реальности, но и доступным языком обращается к «простому» человеку, чтобы помочь ему осознать и разрешить противоречия современного общества. kinopoisk.ru Фильм «Отбросы общества» посвящен разнорабочим, которые съехались со всей Великобритании в Лондон и работают на стройке, ремонтируя старый дом. Метод режиссера — показывать самую обычную жизнь. Герои фильма работают, ищут жилье, обсуждают безработицу, ругаются друг с другом, отмечают праздники, веселятся. С самого начала ленты оказывается, что их жизнь ничуть не скучнее хорошего фильма. Ведь в ней есть место и комичным происшествиям, и романтическим приключениям, и по-настоящему трагичным событиям. При этом сразу становится понятно, что действие ленты настолько универсально для нашего общества, что может происходить и, например, в современной Москве. За бытовыми «мелочами» режиссер не забывает о главном предназначении искусства. Складывая эпизоды, как мозаику, Кен Лоуч показывает и общую картину социальных порядков. Рабочие строят элитные аппартаменты для богачей, а сами вынуждены захватывать пустующие квартиры в старых домах. Начальство стройки экономит на страховке и зарплате рабочих, строительных лесах и даже туалете для подчиненных. При этом считает героев фильма неисправимыми лентяями и паразитами. Сам главный герой Стив олицетворяет парадоксы, которые порождает капиталистическое общество в сознании рабочего человека. Освободившись из тюрьмы, он уезжает из родного Глазго в поисках лучшей жизни. Устроившись на стройку, Стив мечтает о своем маленьком деле — магазине по продаже нижнего белья. «Быть разнорабочий — такое дерьмо. Лучше продавать трусы», — на полном серьезе заявляет он. kinopoisk.ru Все это создает атмосферу Англии начала 90-х годов прошлого века, которая пытается прийти в себя после социального террора Маргарет Тэтчер. Ее успешно дополняют разные кинематографические мелочи вроде граффити «Классовая война» на стене дома и районной шпаны, которая тусуется в подъезде, промышляя кражами и наркотиками. Из элементов этой мозаики складывается и образ самих рабочих. Он ничуть не приукрашен: они могут украсть со стройки и продать инструменты, выпить пива по выходным, позубоскалить над пошлыми шутками приятелей. Но в тоже время зритель получает представление и о рабочей чести. Герои готовы помочь новому коллеге найти жилье и обустроить его, вместе осуждают желание одного из рабочих нажиться за счет других, отстаивают достоинство своих подруг, заботятся о семьях, пытаются вместе противостоять обнаглевшему начальству. «Депрессия — это для буржуев, а не для рабочих», — говорит главный герой своей подруге. Объясняя таким образом, что у него нет времени на уныние, и он не хочет превращаться в социального паразита. Первая половина фильма производит очень легкое впечатление. Это скорее веселый рассказ о непростой жизни взрослых мужчин. Но примерно с середины ленты реальность начинает брать свое. Режиссеру удается показать многие проблемы, с которыми сталкивается практически каждый человек при капитализме – произвол работодателя, семейные неурядицы из-за бытовых проблем и разрушенных планов на жизнь, наркомания. Все это он показывает через призму жизни главных героев. Классовый конфликт на стройке постепенно накаляется. Дело доходит до насилия. Полиция, конечно, оказывается на стороне избитых боссов. Кульминацией становится несчастный случай — наивный темнокожий парень, мечтающий о переезде в Африку, падает со строительных лесов, о ненадежности которых рабочие постоянно твердили. В итоге, главный герой решается на «дикую» акцию протеста. Отчуждение от результатов собственного труда находит наглядное воплощение на экране — новые «луддиты» поджигают дом, который они ремонтировали на протяжении всего фильма. Такой конец — вовсе не призыв со стороны режиссера. Он просто документирует реальность. Разнорабочие, иммигранты, вчерашние заключенные использовали самый простой, понятный и быстрый способ отомстить обидчикам, которые их унижают. К тому же все открытые формы протеста не дали результата, а привели лишь к увольнениям и вмешательству полиции. Самому режиссеру близок совсем другой подход. Недаром одно из центральных мест в фильме занимает разнорабочий Ларри. Неказистый, немного смешной увалень в очках постоянно пытается сагитировать своих друзей, рассказывая им про профсоюзы, классовое расслоение общества, необходимость организованной борьбы. «Он из Глазго, я из Ливерпуля, он из Бристоля. Мы приезжаем со всей Британии и деремся из-за работы. А у тех, кто наверху — нет никаких проблем. Пока мы тут деремся — они спокойны!» – выдает актуальную и для современной России тираду Ларри во время одной из политбесед. Очевидно, что финальный жест героев не решит ни одной проблемы, он лишь даст повод позлорадствовать над господами. Пожар в фильме – это скорее интересная метафора. Рабочих постоянно сопровождают крысы, которые живут на стройке, бегают по зданию, делают гнезда в подвале. Учитывая название ленты, складывается впечатление, что режиссер сравнивает их друг с другом. Но финальный пожар расставляет все на свои места. Если в начале фильма крысы вольготно копошатся в строительном мусоре, то в конце – мечутся в пламени пролетарской мести. Вывод режиссера очевиден: работяги со стройки – не крысы. Настоящие отбросы общества – это начальство строительной компании и все «хозяева жизни», которые готовы ради своих прибылей разрушать будущее обычных людей.                                                                                                                          Иван Помидоров Фильм (с субтитрами): http://vk.com/video-36298996_162337299