Раб вещей или «совок»

До сих пор одним из самых едких ругательств по поводу неудобств в нашей стране является слово «совок ».

Этот «совок », как ни странно, и 20 лет спустя окружает нас на каждом шагу, в любом государственном учреждении, а мы с нетерпеньем ждем, когда же к нам, наконец, придет настоящая цивилизация в виде евроремонтов в школах, институтах и больницах, горячей воды в общественных туалетах и тому подобных прелестей.

И ведь это правильно — должна быть горячая вода, должны быть кондиционеры там, где они нужны, должно быть красиво, удобно и уютно в местах общественного пользования. Но мне почему-то всегда было трудно согласиться с теми, кто стыдится нашего «необустроенного» советского прошлого. Лишь недавно мне стало ясно, почему.

Можно долго спорить о том, насколько плохо (или хорошо?) была обустроена жизнь в Советском Союзе. У каждого свое мнение в зависимости от уровня обеспеченности сейчас, 20 лет спустя, и вряд ли на это мнение можно повлиять словесным спором.

Хотелось бы сказать только о самом важном, о том параметре, которым, на мой взгляд, действительно можно измерять качество жизни: о возможности проявлять себя как человек. Качество жизни человека не измеряется наличием евроремонта, изысканной еды и одежды. Оно измеряется тем, насколько человек может реализовать заложенный в нем историей человечества потенциал изменять этот мир и изменяться в этом процессе самому, расти над собой вчерашним, осваивать новые умения и новые просторы, помогать другим людям приближаться к человеческой жизни, наконец, просто приятно, искренне и содержательно общаться с другими людьми.

Если этого нет — комфортность существования может превратиться в самоцель, в единственное стремление человека, вокруг которого вертится вся его жизнь. Заработать деньги — потратить их на то, что принесет немного больше приятных ощущений — поставить новую цель, ради которой можно существовать дальше. Так можно прожить всю жизнь, так и не узнав настоящей, по-настоящему человеческой радости, а так только — временное удовлетворение. Каждая приобретенная вещь удовлетворяет ненадолго, потому что остается все еще масса того, что еще можно и поэтому нужно купить, и жизнь кажется все время неполноценной потому, что все время чего-то не хватает, какой-то мелочи, которая сделает еду вкуснее, интерьер уютнее, в общем — сделает жизнь удобнее.

Повторюсь: я не считаю, что удобства — это плохо. Но они — не самое важное. В сегодняшнем обществе столько товаров, что мы тратим огромное количество времени и сил на их выбор и покупку, и совсем мало — на чтение книг, например. Все наше общество построено на потребительстве, в то время как в СССР вещизм не только порицался на официальном уровне, но и презирался в народе. Ругать Союз за отсутствие каких-то удобств, ни слова не сказав о том, что он давал миллионам людей бесплатное образование и медицину, возможность учить и работать по призванию, по таланту, предоставлял больше, по сравнению с другими странами, свободного времени, реальную свободу передвижения, а также романтику, любовь и дружбу — характерная черта нашего «постсоветского» общества, которое ко всему подходит с одной-единственной меркой — меркой потребителя.

И наконец: получить действительное удовлетворение от наличия удобств человек может только тогда, когда ему на самом деле все равно, есть удобства или нет — когда он занят поистине человеческой деятельностью, а не прожиранием отпущенных ему .природой дней бытия на этой земле.

Макс Линде