Посчитаем деньги «в чужих карманах»: немного о доходах Биг Фармы от Covid-19 и о том, кто заплатил за разработку вакцин

Просто бизнес, просто капитализм

В преддверии собраний акционеров гигантских фармацевтических корпораций People’s Vaccine Alliance подсчитал, что за последние 12 месяцев Pfizer, Johnson&Johnson и AstraZeneca выплатили своим акционерам в виде дивидендов и выкупных платежей 26 миллиардов долларов, — сообщает PSI (международная федерация профсоюзов работников общественной сферы). Этой суммы было бы достаточно для вакцинации 1,3 миллиарда человек, или всего населения Африки.

«Золотая» вакцина. Photo

Собрания акционеров компаний Johnson&Johnson, Moderna и Astra Zeneca пройдут в ближайшие недели, первое же — акционеров Pfizer — состоялось 22 апреля, в день рождения человека, имя которого по праву считается символом борьбы не просто с абстрактным неравенством, но и за свободный и равный доступ каждого человека к образованию, здравоохранению, достижениям науки — за то самое прогрессивное общество, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».

Во время собраний, как пишет PSI, ожидаются протестные акции против фактической приватизации успешных вакцин против Covid-19 и давление на фармацевтические компании, требующее от последних, чтобы они открыто лицензировали интеллектуальную собственность и делились технологиями и ноу-хау с квалифицированными производителями вакцин по всему миру.

Тогда как мировая экономика остается «замороженной» из-за медленного и неравномерного развертывания вакцинации во всем мире, стремительный рост доходов производителей вакцин создал новую волну миллиардеров. В то же время Международная торговая палата прогнозирует потерю мирового ВВП в размере 9 триллионов долларов из-за глобального неравенства в отношении вакцин.

Доходы акционеров Big Pharma за 2020 год (в миллиардах долларов США)

В отчете Global Justice Now под названием «Кошмарная история большой фармацевтики: почему мы не можем доверить фармацевтическим корпорациям роль лидера в борьбе с коронавирусом» говорится, что прибыль 6 крупнейших корпораций на «коронавирусном» рынке в прошлом году составила 46 миллиардов долларов. А судя по выручке, Johnson & Johnson более богата, чем такие небедные страны, как Новая Зеландия и Венгрия. Доходы же Pfizer больше, чем у богатых нефтью Кувейта или Малайзии.

«Мы не должны позволять корпорациям решать, кто выживет, а кто умирает, увеличивая при этом свою прибыль. Нам нужна вакцина для людей, а не вакцина для получения прибыли. Вакцинальный апартеид — не естественное явление, а результат того, что правительства отступили и позволили корпорациям делать ставки. Вместо того, чтобы создавать новых миллиардеров в области вакцинации, нам нужно вакцинировать миллиарды людей в развивающихся странах», — говорит менеджер Oxfam по политике в области здравоохранения Анна Марриотт. «Ужасно, что Big Pharma делает огромные выплаты богатым акционерам перед лицом этой глобальной чрезвычайной ситуации в области здравоохранения».

В то время как каждый четвертый гражданин богатых стран получил вакцину, в более бедных странах это было доступно пока только одному из пятисот человек, а это означает, что число погибших продолжит расти, поскольку вирус остается неконтролируемым. Эпидемиологи прогнозируют, что у нас есть менее года, прежде чем мутации могут сделать существующие вакцины неэффективными.

Одна из причин, по которой фармацевтические корпорации смогли получить такую большую прибыль, заключается в правилах защиты интеллектуальной собственности, которые ограничивают возможность производства несколькими компаниями.

Более 100 стран с низким и средним уровнем доходов, во главе с Индией и ЮАР, призывают ВТО отказаться от защиты интеллектуальной собственности на продукты, направленные на борьбу с Covid-19, во время пандемии. Однако против этого пока выступают США, ЕС и другие богатые страны. Хотя сообщается, что администрация Байдена рассматривает вопрос о том, чтобы снять возражения США против такого отказа.

Moderna, Pfizer/BioNtech, Johnson&Johnson, Novovax и Oxford/AstraZeneca получили государственное финансирование и гарантированные предварительные заказы на миллиарды долларов, в том числе 12 миллиардов долларов только от правительства США. Они также использовали многолетние исследования и открытия, финансируемые государством. Группа исследователей из организации UAEM, обнаружила, что только 3% затрат на НИОКР по разработке вакцины Oxford/AstraZeneca и лежащей в ее основе технологии финансировались из частных источников. Вакцина, разрабатываемая Оксфордским университетом, должна была производиться на неэксклюзивной и безвозмездной основе. Однако после заключения сделки с AstraZeneca ситуация изменилась. Сделка теперь является эксклюзивной, и хотя компания утверждает, что не получит прибыли во время пандемии, она не раскрыла детали своего контракта и того, как рассчитывает затраты на исследования, — говорится в отчете Global Justice Now.

«Эти вакцины финансировались за счет государственных средств и отчаянно необходимы во всем мире, если мы хотим положить конец этой пандемии», — сказала Хайди Чоу, старший менеджер Global Justice Now. «Для правительств богатых стран это моральное банкротство — позволять небольшой группе корпораций держать технологию вакцины под замком, продавая её ограниченные дозы тому, кто больше заплатит», — добавила Чоу.

Успешные мРНК-вакцины Moderna и Pfizer/BioNTech должны стать двумя из трех самых продаваемых фармацевтических продуктов в мире. Компании прогнозируют, что в 2021 году выручка от их вакцин составит 33,5 миллиарда долларов.

Именно их вакцины самые дорогие: от 13,5 до 74 долларов за курс, причем обе фирмы стремятся повысить цены. Так, стало известно, что в разговоре с инвестором компания Pfizer назвала от 150 до 170 долларов за дозу в качестве обычной цены, которую она получает за вакцины. Тогда как исследование Имперского колледжа в Лондоне показало, что стоимость производства новых мРНК-вакцин может составлять от 0,6 до 2 долларов за дозу.

Обе компании продали подавляющее большинство доз произведённой вакцины богатым странам (для Moderna это 97% доз, для Pfizer — 85%). Предполагаемая прибыль от вакцины Moderna, разработанной совместно с Национальным институтом здравоохранения при правительстве США, составляет 5 миллиардов долларов в 2021 году. При этом компания получила 5,45 миллиарда долларов в виде государственной субсидии. Ожидается, что компания будет взимать от 64 до 74 долларов с человека за иммунизацию.

Все крупные фармацевтические компании категорически против открытого обмена технологиями и приостановления защиты интеллектуальной собственности.

Генеральный директор Pfizer Альберт Бурла, комментируя действия ВОЗ, направленные на общий доступ к технологиям, с тем чтобы позволить другим квалифицированным производителям выпускать вакцины, заявил, что это «вздор и… это также опасно».

И он, несомненно, прав. Разве этому учат на курсах МВА в престижных бизнес-школах? «Если у тебя есть эксклюзивный и крайне востребованный товар, отдай забесплатно технологию его производства другому»? И в самом деле вздор. Это же какой-то коммунизм получится! Любой выпускник бизнес-школы вам скажет: «кризис – время возможностей». Для одних — за счёт других. И главный секрет тех самых мифических «предпринимательских способностей», из которых берётся прибыль, — это оказаться в числе первых. Тут кто-то по наивности может поинтересоваться: а как же быть с тем, что большая часть исследований были профинансированы государством, т.е. обществом, – разве нет в этом определенных элементов коммунизма, только односторонне направленного? Когда корпорация получает от государства всё, что ей нужно – «по потребностям», а отдает что-то взамен обществу — уже с наибольшей выгодой для себя. А это — для тех, кто забыл, — и есть самый что ни на есть классический капитализм: «общественный характер производства и частное распределение» — по очень немногочисленным частным карманам. Что же до историй про «деньги из предпринимательских способностей», то это чтоб продажи услуг бизнес-консультантов шли лучше (спрос на них, кстати, в кризис особенно возрос).

Впрочем, если говорить персонально о г-не Бурла, главе Pfizer, то мы не знаем, учился ли он в бизнес-школе; известно только, что он ветеринар и доктор философии. Попробуйте-ка взглянуть философски на стадо, которое нужно стричь. Особенно если за спиной стоят владельцы фермы, которые, не получив достаточно шерсти, быстро найдут вам замену, а вы присоединитесь к числу «остригаемых». Вот то-то же! Тут, пожалуй, любая овца (верящая, что однажды и она выбьется в пастухи или стригальщики) заблеет из своего угла: «Верно, вздор!.. Как можно отказаться от прибыли?».

Ну а что скажет в этой ситуации Человек?