Подростки стран «третьего мира» оптимистичнее европейцев

Уровень потребления не делает человека счастливым

Как утверждают результаты исследования, проведённого в 15 странах, подростки из неблагополучных стран, например, Мексики и Кении, куда более оптимистично смотрят в будущее, чем их сверстники из Европы — Франции и Швеции. Исследование было проведено компанией Ipsos на деньги благотворительного фонда Билла и Мелинды Гейтс. За полтора месяца сотрудники опросили 7150 человек из 15 государств. О результатах рассказало издание The Guardian.

Подростки в ЮАР играют в футбол

Подростки в ЮАР играют в футбол

Оптимистично на своё будущее смотрят 95,4% подростков Кении. Около 94% оптимистов живут в Мексике, Китае, Нигерии и Индии. Среди всех стран наиболее пессимистичной оказалась Швеция — там всего 65% тинейджеров смотрят в будущее с оптимизмом. Во Франции таких — 69,4% опрошенных.

Аналитик Института исследования счастья из Дании Михаэль Бирккьяр полагает, что оптимизм европейских тинейджеров пошатнулся из-за финансового кризиса и «эпидемии одиночества».

«Молодые люди сталкиваются с историями о том, как миллениалы (ред. подростки поколения 2000-х) стали первым поколением, менее успешным, чем предыдущее, и так, возможно, в развитых странах возникает коллективное ощущение нехватки возможностей», — сказал эксперт.

В развивающихся странах, как показывает исследование, молодёжь тоже интересуется политикой, но в основном полагает, что нынешняя власть никогда не будет о них заботиться. Об этом сказали 75% опрошенных в Нигерии и Бразилии. Примерно половина опрошенных по всему миру относится к власти нелояльно. Но в Индии и Саудовской Аравии граждане очень довольны властью.

Исследование также рассказало о том, что наибольшее количество российских тинейджеров из списка опрошенных стран имеют смартфоны с выходом в интернет — всего 94,4%. В Германии показатель равен 90,7%, в Швеции — 77,7%, а в Кении — 9,4%.

Также важной деталью исследования стало изучение активности подростков. В развивающихся странах тинейджеры тратят больше всего времени на работу по дому — каждый пятый кенийский подросток тратит на это половину времени, тогда как в Европе показатель занятости в этой сфере куда ниже: в такой ситуации во Франции и Великобритании находятся лишь около 5% тинейджеров.

Уверенность в завтрашнем дне и оптимизм — важные показатели счастья. Получается ли, что жители стран «третьего мира» более счастливы, чем сытые европейцы? И если да, то почему так происходит? Зависит ли напрямую уровень счастья от уровня потребления?

Похоже, оптимизм в Кении и оптимизм в Швеции — это разные вещи. Пессимисты в Кении погибают в войнах, от условий работы и жизни, от невозможности вытянуть существование на приемлемый уровень. Те, кому это удаётся, — самые сильные представители общества — заражены оптимизмом. Они уже побеждали эту жизнь, победят и снова. Подросткам Кении нет времени думать ни о финансовом кризисе, ни о платоновских трактатах, ни о жизни в упитанной Европе. Жить здесь и сейчас — вот источник счастья и уверенности в завтра.

Британский подросток читает книгу

Британский подросток читает книгу

Понятно, что тинейджерам Запада, чьи потребности, как правило, удовлетворены с лихвой, другие жизненные вопросы, а вовсе не выживание, кажутся актуальнее. И эти вопросы, в условиях капитализма, пришедшего в тупик, лишь удручают. Уровень образованности в странах Европы лишь подливает масла в огонь — тинейджеры думают о глобальных и сложных проблемах, не обращая внимания на простые житейские радости, которых в их жизни достаточно.

Если пытаться измерить счастье людей формально и объективистски, это приведёт лишь к подобным результатам. Значит ли, что мы, чтобы быть счастливыми, должны жить как кенийцы? Вовсе нет. Но исследование, определённо, даёт пищу для размышлений — счастье и оптимизм — понятия относительные, не дающие нам право делать исчерпывающие выводы об уровне удовлетворённости.