Ни одно предприятие не поддержало переход на четырёхдневную рабочую неделю

Правительство занимается «имитацией бурной деятельности»

Заместитель министра экономического развития РФ Пётр Засельский сообщил, что ни одно российское предприятие, входящее в нацпроект по повышению производительности труда, до сих пор не поддержало эксперимент по введению 4-дневной рабочей недели. Вся затея, созданная для отвлечения общественного внимания от реальных проблем, идёт к бесславному финалу.

Сжатие рабочей недели

Старт идее 4-дневной рабочей неделе дал председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. На Международной конференции труда он предположил, что именно таким будет рабочий график в будущем. После этого в правительстве начали разрабатывать меры по экспериментальному переходу некоторых российских предприятий на сокращённую рабочую неделю. Однако довольно быстро стало ясно, что на практике речь идёт не о сокращении, а о сжатии рабочей недели. Часы пятого рабочего дня планировалось равномерно распределить по остальным четырём дням; таким образом, пять 8-часовых рабочих дней превратились бы в четыре 10-часовых. Общая продолжительность рабочей недели — 40 часов — сохранилась бы.

Сжатие рабочей недели привело бы к разнообразным негативным последствиям для наёмных работников. А работодателям эта мера дала бы повод к урезанию заработной платы, как это уже произошло на некоторых предприятиях. Таким образом, в сухом остатке люди работали бы интенсивней и, возможно, за меньшие деньги.

Конвейерная сборка (х/ф "Огни большого города")

Однако на текущий момент пока никто из работодателей не рискнул устроить подобный эксперимент. Г-н Засельский вынужден признать:

«Ещё не было предприятий, которые бы поддержали эту инициативу. Так получилось, что было озвучено: «Может быть, попробовать бы на предприятиях нацпроекта», — но мы видим реакцию, что это никому не нужно. Потому что производительность, она все-таки о другом — не о том, чтобы рабочий день понизить, а о том, чтобы просто он был эффективным».

Как же повысить производительность труда на российских предприятиях? Рецепты давно известны. Нужны передовые технологии, высокопроизводительная техника, квалифицированные работники, которые трудятся в адекватных условиях. Что из всего этого есть в России? Собственные технологии в большинстве отраслей народного хозяйства либо безнадёжно устарели, либо вовсе утрачены, а импортозамещение провалилось. Система профессионального обучения в стране непрерывно разрушается; достаточно сказать, что с 2012 по 2017 гг. количество колледжей и техникумов в стране сократилось с 5053 до 3900, т.е. более чем на тысячу. Условия работы большинства наёмных работников России хорошими не назовёшь; иногда их труд мало чем отличается от рабского.

Разруха

Все упомянутые факторы обуславливают низкую производительность труда в России. Капиталисты традиционно компенсируют этот недостаток увеличением интенсивности труда, введением разнообразных потогонных систем, что ещё больше усугубляет ситуацию. В конечном счёте, жадность буржуазии и её стремление «срубить бабла» как можно скорее приводит к тому, что промышленность страны оказывается всё более неэффективной и неконкурентноспособной. А это, в свою очередь, ведёт к дальнейшей её деградации. «Невидимая рука рынка» прибирает всё больше российских предприятий. И никакие эксперименты этому не помешают.

Капитализм уже привёл Россию в тупик.