Локаут: в Австралии массово увольняют рабочих бумажной фабрики

Предприятие планирует сокращать зарплаты

В австралийском Мэривейле в провинциальной части штата Виктория руководство крупнейшей в стране бумажной фабрики Australian Paper объявило локаут 102 рабочим техобслуживания. Рабочие покинули предприятие в сопровождении охраны и начали пикет. Участники пикета являются членами Союза промышленных рабочих Австралии (Australian Manufacturing Workers Union, AMWU). Предприятие сообщило пикетирующим, что локаут продлится до 10 июля, либо до тех пор, пока не будут разрешены разногласия между фабрикой и сотрудниками. О ситуации проинформировал ресурс World Socialist Web Site.

Щепа на целлюлозно-бумажном комбинате Australian Paper Maryvale.
Щепа на целлюлозно-бумажном комбинате Australian Paper Maryvale.

Australian Paper действует согласно антирабочим положениям о локаутах Акта о справедливом труде (Fair Work industrial regime), утверждённого лейбористским правительством Радда-Гиллард совместно с профсоюзами. Руководство фабрики заявило о готовности использовать «внешний ресурс» — штрейкбрехеров для продолжения производства. По имеющимся сведениям, контрактных рабочих на фабрику привозят из столицы штата — Мельбурна. Подобные действия создают серьёзную эпидемиологическую угрозу, поскольку в городе наблюдается всплеск случаев заболевания коронавирусной инфекцией и жителей Мельбурна просят ограничить передвижение.

Australian Paper, где в настоящий момент проходит агрессивная реструктуризация, принадлежит японскому транснациональному гиганту Nippon Paper Industries. По новому коллективному договору от рабочих техобслуживания требуют пойти на значительные уступки: согласиться с двухуровневой системой оплаты труда, при которой вновь нанятые сотрудники будут получать на 15% меньше, а зарплаты текущих работников будут заморожены до момента, пока зарплата новых сотрудников не достигнет их уровня. Такой подход принудит имеющихся сотрудников к увольнению, а предприятие сможет дешевле нанять новую рабочую силу для более широкой эксплуатации.

Зарплаты фабричных рабочих техобслуживания уже сокращали. Так в 2016 г. профсоюзы Австралии протолкнули инициативу Australian Paper по заморозке заработных плат и четырёхдневной рабочей неделе, что, по некоторым данным, привело к увеличению прибыли компании на 3 млн долларов. На прошлой неделе менеджер Australian Paper Крейг Данн заявил, что «стоимость труда в Мэривейле — самый затратный элемент издержек производства» и возникла необходимость «улучшить производительность».

Рабочие отвергли предложенную предприятием сделку и проголосовали в пользу забастовки. Союз промышленных рабочих Австралии проводил разрешённые в рамках Акта о справедливом труде ограниченные поочерёдные забастовки в сентябре 2019 г., а также в январе и марте этого года.

Борьба рабочих за право на достойную зарплату и условия труда будет под угрозой до тех пор, пока она остаётся в руках бюрократического аппарата Союза. Дорогу провокациям со стороны Australian Paper проложили именно профсоюзы. На фабрике двухуровневая система оплаты труда уже применяется в отношении работников производства, а они составляют большую часть коллектива (около тысячи человек).

Фабрика Australian Paper Maryvale
Фабрика Australian Paper Maryvale

В феврале 2017 г. Союз работников строительной, лесной, добывающей и энергетической отраслей (Construction Forestry Mining and Energy Union, CFMEU) вынудил рабочих пойти на сделку с компанией и согласиться на урезание зарплат под угрозой закрытия завода. Сообщается, что сделка была принята незначительным большинством (51% голосов «за» и 49% «против»), в результате чего зарплата вновь нанятого персонала сократилась на 11,5%. Потери в доходах многих рабочих составили 100 долларов в неделю. Теперь Australian Paper пытается использовать этот прецедент, чтобы выкручивать руки своим сотрудникам.

Фабрика находится в регионе с самой удручающей в Австралии статистикой по доходам населения, безработицей и социальными проблемами. Рынок труда последовательно разрушался несколько десятилетий: в 90-х гг. лейбористское правительство на федеральном и региональном уровне взяло курс на приватизацию энергетической сферы, а пришедшая ему на смену либерально-национальная коалиция завершила деиндустриализацию большей части региона. Всё это стало возможным исключительно за счёт профсоюзов, чьи действия привели к неоднократным волнам безработицы, снижению зарплат и ухудшению условий труда.

Годовой доход Nippon Paper Industries, владельца фабрики Australian Paper, составляет 10 миллиардов долларов. Концерн входит в десятку крупнейших мировых производителей бумажной продукции и контролирует производства на нескольких континентах. Направленные против австралийских рабочих меры представляют собой часть глобальной реструктуризации, цель которой — увеличить корпоративную конкурентоспособность. Можно с уверенностью сказать, что в условиях глобального экономического кризиса вкупе с пандемией угнетение рабочих в Австралии и во всём мире продолжится.

Фабрика Australian Paper Maryvale
Фабрика Australian Paper Maryvale

Давление на работников фабрики в Мэривейл осуществляется при участии лейбористского правительства, возглавляемого премьером Дэниелом Эндрюсом. В 2015 Nippon Paper получил от государства субсидию в размере 90 млн долларов на поддержку перерабатывающего центра на фабрике, а год спустя — ещё 2,5 миллиона на мусоросжигательную электростанцию. Ранее в этом году, согласно контракту, коммерческая информация в котором не должна быть разглашена, австралийское правительство предоставило концерну ещё 120 млн долларов, чтобы помочь «уйти» от использования древесины реликтовых лесов.

Чтобы противостоять скоординированным действиям компании, правительства и профсоюзов, работникам фабрики необходимо создать возглавляемый доверенными сотрудниками комитет из числа рядовых рабочих. Этот комитет должен обратиться и к другим рабочим коллективам, которые находятся в таком же угнетаемом положении, и организовать максимально широкую индустриальную и политическую борьбу с корпоративной практикой по сокращению зарплат.

Даже в странах «цветущей демократии» права рабочих попираются. Высокие зарплаты не гарантируют избавления от эксплуатации работополучателями – бизнесом. Только сами трудящиеся способны прервать порочную практику набивания карманов фирм и компаний за счёт неоплачиваемого труда их сотрудников.