Как повлиять на результаты СОУТ?

Предупреждён — значит вооружён

В предыдущей статье мы очень кратко затронули тему специальной оценки условий труда (СОУТ) рабочих мест, которую обязан по закону проводить практически каждый работодатель. Увы, как оказалось, за наукообразным названием скрывается буквально звериный оскал капитализма. Значит ли это что СОУТ бесполезна или даже вредна для наемных работников? К счастью для нас не все пока так однозначно.

СОУТНедавно ко мне обратился хозяин одного из инструментальных производств, на котором надо было организовать хоть какую-то систему охраны труда. Он интересовался как «отменить вредность» для группы рабочих, которые, по его мнению, ее «получили незаслуженно». Якобы, раньше для таких должностей условия труда соответствовали допустимым, а после проведенной СОУТ они вдруг стали «вредными». Пришлось разочаровать этого господина – ему надо либо пять лет (пока действуют карты СОУТ) платить рабочим за «вредность», либо выложить деньги за новую СОУТ. Правда для этого сначала надо улучшить и условия труда. Он молниеносно просчитал в голове все предполагаемые издержки, грустно вздохнул, и изрек, что ему проще будет пять лет «потерпеть».

Что можно сказать про этот случай? Рабочим просто повезло, теперь им причитаются льготы. Правда, не ахти какие, да и их еще, скорее всего, выбивать придется, но все же, «с паршивой овцы, хоть шерсти клок»! Их непосредственные руководители, не поднаторевшие в манипуляциях выдали эксперту при проведении СОУТ реальную информацию об особенностях технологического процесса. Вот эксперт добросовестно и выявил вредные условия! (К слову, вероятно, он специально занизил уровень шума на рабочих местах: уж больно у него неправдоподобные везде получились значения. Судите сами, норматив 80 дБ (дБ – «децибел» это единица для измерения, грубо говоря, уровня шума), а он почти всем вывел 79,6 дБ или около этого, т.е. все же ниже нормативного значения, — значит вредный фактор в виде шума отсутсвует. Про погрешность измерения, которую следовало бы учитывать, я вообще молчу).

Да вроде нориально....

Да вроде нориально….

Итак. Если намечается проведение СОУТ на вашем производстве, цехе, участке, офисе и т.д., и вам каким-то чудом об этом стало известно (редкий работодатель захочет предупредить об этом работников), что следует иметь в виду. Прежде всего, с результатами СОУТ вас обязательно должны ознакомить, в чем вы собственноручно распишитесь в карте специальной оценки условий труда. Очень хорошо, если вы сможете заполучить копию карты СОУТ вашего рабочего места. Если все чисто и честно, вряд ли работодатель откажет вам в возможности хотя бы сделать цифровую копию этого документа на ваш смартфон. Потом, дома, после работы вы сможете все внимательно просмотреть, изучить. Возможно, у вас возникнут какие-то вопросы: что это за значения, как они получены, что они означают. По «горячим следам» постарайтесь их задать представителям администрации, работодателю, своим профсоюзным лидерам или в региональном областном профсоюзе. Думаю, информация, касающаяся вашего здоровья и перспектив продолжительности жизни, не будет лишний ни при каких условиях.

С момента утверждения результатов СОУТ вы, возможно, будете работать уже в новых условиях, например, отвечающих критерию «допустимые». А может быть ситуация с санитарно-гигиеническими условиями настолько запущена, что «вредность» у вас сохранится. Это и плохо, и хорошо. Плохо, потому что работать во вредных и тяжелых условиях – это неправильно во всех отношениях. Не зря медики вывели некоторую обобщенную зависимость: чем хуже условия труда, тем на большее число суток в среднем сокращается продолжительность жизни работника – от нескольких суток, до полусотни за год работы! Хорошо (отчасти), потому что небольшим утешением вам будут какие-то доплаты и некоторые другие льготы.

Ненадолго отвлечемся от разговора о проведении СОУТ и заглянем в федеральный закон (ФЗ № 426 от 28.12.2013), посвященный этой процедуре. Условия труда законом делятся на классы.

  • 1 класс – оптимальные условия. Не многие в нашей стране, могут похвастаться такими условиями (даже офисные работники). Если утрировать, то это такие условия, когда работа никак не влияет негативно на здоровье и долголетие работника. В общем, летит работник на работу каждый день, как на праздник. Кто у нас в таких условиях «работает»? Пожалуй, разве, что всяческие депутаты: ответственности – никакой, зарплаты министерские, а на работе можно изредка появляться для разнообразия ощущений. Плюс каникулы два раза в год. Ну чем не оптимальные условия работы?
  • 2-й класс – это допустимые условия. В него «загнали» большинство работающего населения. Здесь теперь и те у кого условия, действительно, допустимые, и те, кто раньше работал во вредных условиях, но им не повезло – на их здоровье капиталисты с помощью государства решили сэкономить.
  • 3-й класс это уже вредные условия. Закон предполагает дифференциацию вредных условий по уровням: 3.1 – еще относительно терпимые, 3.2, 3.3., 3.4. – по нарастающей, все более вредные для человека. Для некоторых профессий и видов деятельности предусмотрен, даже 4-й класс – опасные условия, работа сопряжена с постоянным и непредсказуемым риском для здоровья и жизни.

СОУТКакой класс условий труда будет у работника как раз и определяет СОУТ. С результатами этой процедуры вас, вероятно, ознакомят (законодательство дает на это работодателю месяц), но это уже констатация факта. А можно ли в ходе процедуры оценки условий труда повлиять на ее результаты? В принципе, можно. Эксперт придет на ваше рабочее место и будет производить измерения – это может быть шум, вибрация, освещенность, концентрация пыли в воздухе и т.д. и т.п. (зависит от рода выполняемой работы). Если он не в сговоре с заказчиком, его можно считать лицом незаинтересованным. Но он будет проводить измерения там, тогда, и как это будет удобно ЕМУ. Вот тут то, работник и может помочь себе и эксперту, ведь кому, как не работнику лучше всех известно, где, как и когда на его рабочих местах проявляются какие-то вредные или опасные факторы. Эксперту нужно сказать об этом. В противном случае, результаты измерений могут быть не совсем объективными или совсем не объективными. Мне рассказывали водители одного из структурных подразделений областной энергетической сетевой компании, как эксперт измерял у них в кабинах старых, разбитых «шишиг» (ГАЗ-66) шум и вибрацию: сделали тихонько кружок по территории двора предприятия на первой передачи, эксперт в это время сделал в кабине замеры, после чего он довольный удалился восвояси. Конечно, по результатам СОУТ условия в кабинах грузовиков-пенсионеров не отличались от условий в салонах автомобилей представительского класса!

К сожалению, большинству рядовых работников на предприятии, да и ИТР или офисному «планктону» сложно разобраться во всех тонкостях СОУТ, хотя, видимо, все же и надо («спасение утопающих – дело рук самих утопающих»). Вот здесь то и нужна помощь и поддержка профсоюзов. Профсоюзный лидер должен как ниточка за иголочкой ходить с экспертом (инженер по охране труда, конечно, тоже должен, но он, как правило, человек подневольный, что работодатель скажет, то и будет делать или не делать…), присутствовать при измерениях, быть посредником между экспертом, работниками и представителями администрации, подсказывать, помогать, требовать, добывать в ходе СОУТ вместе с экспертом реальную, объективную информацию. Увы, в нашей стране такими профсоюзами и такими лидерами могут похвастаться немногие трудовые коллективы. Остальному трудовому люду остается только пока завидовать и на слово верить всему тому, что скажет ему работодатель относительно условий его труда. Впрочем, никто и ничто не мешает работнику и самостоятельно изучить нормативно-правовую базу и прочую спец. литературу, и если он посчитает, что его права грубо попраны в результате СОУТ, попытаться восстановить справедливость. Реально ли это? Об этом поговорим в следующий раз.

И. Викторов