Годовщина общенациональных протестов в Колумбии ознаменовалась новыми протестами

Каким будет итог на этот раз?

Новая волна протестных акций прокатилась по Колумбии в годовщину общенациональных протестов, происходивших в ноябре-декабре 2019 года. Как и год назад, в начавшихся 19 ноября маршах и демонстрациях приняли участие сотни тысяч граждан, недовольных всё нарастающим социально-экономическим кризисом, жестокостью полиции и непрекращающимся насилием в отношении гражданских активистов, лидеров общин и экс-комбатантов разоружившейся армии FARC, а более всего — фактическим игнорированием всех этих проблем со стороны властей. Очередной виток протестов был спровоцирован серией массовых убийств, жертвами которых стали 12 человек, в том числе двое подростков, застреленных военнослужащими. Ещё двое детей были ранены.

Мы уже писали о масштабах насилия в отношении гражданского населения со стороны военизированных ультраправых группировок, которое представляет собой открытый террор, нацеленный на то, чтобы пресечь любые попытки населения противодействовать захвату земель крестьянских и традиционных общин и политике правительства, осуществляемой в интересах крупного капитала. Насилие это стало совершенно бесконтрольным после того, как большая часть повстанческой армии FARC сложила оружие, поверив обещаниям правительства обеспечить мир на территории государства. 

С даты заключения Соглашения о мире между FARC и правительством страны, 4-я годовщина подписания которого также “отмечается” в эти дни — 24 ноября — были убиты только по официальным данным более 240 бывших комбатантов FARC. Число же погибших и бесследно исчезнувших среди лидеров общин, правозащитников, профсоюзных и эко- активистов, а также членов их семей исчисляется многими сотнями.   

Демонстранты со списком погибших гражданских активистов

Причем значительный “вклад” в рост насилия, помимо ультраправых парамилитариес, вносят банды наркоторговцев, число которых значительно возросло после подписания мирного соглашения. Предпринимаются попытки возложить ответственность за это на “диссидентов” FARC, не пожелавших разоружиться. Однако, бывший президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос  утверждает, что это не так: 

«Более 94 процентов из более чем 13 000 комбатантов, которые были демобилизованы в 2016 году, уважают мирный процесс», — сообщил он.

По мнению экспертов, с момента вступления в должность президента Ивана Дуке в 2018 году показатели безопасности страны ухудшились.

«Это не следствие Мирного соглашения, а результат действия новых преступных группировок, с которыми необходимо бороться», — прокомментивал Сантос. 

Справедливости ради, следует сказать, что убийства не прекращались и в период президентства самого Сантоса, но рост насилия с приходом Дуке несомненен: с августа 2018 были убиты более 600 гражданских активистов и более 150 экс-комбатантов ФАРК.

Таким образом, неспособность (или нежелание) правительства, несмотря на все обещания, противостоять разгулу насилия, стала одним из ключевых факторов, приведших к протестам 2019-2020 годов. Но далеко не единственным. Общенациональными эти протесты делает не только численность участников, но и тот факт, что участие в них приняли самые разные группы и слои населения с целым комплексом требований, важнейшее место среди которых занимают требования социально-экономического порядка.

Вкратце и очень обобщенно требования звучали так:

  • Члены левых политических движений и рабочие из различных секторов требовали принять чрезвычайный план, который гарантирует базовый доход для выходцев из уязвимых слоев и поддержку малого и среднего бизнеса в условиях “ковидного” кризиса, а также отмены Декрета 1174, который вводит несколько регрессивных реформ в сфере трудового права и пенсионного обеспечения и благоприятствует работодателя.
  • Учителя и студенты — доступа к образованию для малообеспеченных слоев и гарантий мер безопасности в образовательных учреждениях. Причем угрозу для работников просвещения представляет не только вирус: 26 октября угрозы физической расправой получили 16 членов руководящих органов профсоюза работников сферы образования (FECODE), а также Диохенес Орхуэла, президент Конфедерации профсоюзов CUT и бывший профессор и руководитель FECODE. 
  • Врачи и другие медицинские работники протестовали против принятия закона, который еще больше углубляет приватизацию здравоохранения в стране, и требовали обеспечения лучших условий труда и официального оформления рабочих мест для всех медицинских работников.
  • Крестьяне и сельскохозяйственные рабочие — прекращения эксплуатации территорий и природных ресурсов крупными компаниями, а также проведения аграрной реформы, чтобы гарантировать выживание сельских и крестьянских общин и т.д.
  • Общины коренных народов и выходцев из Африки — защиты и безопасности своих лидеров, а также уважения и признания их прав.
  • Члены партии FARC призвали к прекращению убийств бывших комбатантов и соблюдению мирного соглашения 2016 года.
Представители Конфедерации профсоюзов CUT

С тех пор, как Иван Дуке вступил в должность в августе 2018 года, различные слои колумбийского общества постоянно мобилизовались, выступая против антирабочей неолиберальной политики, коррупции, требуя выполнения со стороны правительства ранее достигнутых договоренностей с различными секторами, прекращения геноцида социальных лидеров, правозащитников и бывших комбатантов и гарантии основных прав, таких как образование, жилье, питание, основные услуги и занятость. 

Тем не менее, правительство ещё не выполнило ни одно из важнейших требований, выдвинутых протестующими. Напротив, с усугублением экономического кризиса на фоне пандемии — в хорошо нам всем знакомой “гангстерской” тактике всех правых правительств — спешит воспользоваться ситуацией, чтобы “отжать” еще больше прав у трудящихся, приватизировать, что ещё не было приватизировано, захватить и поделить оставшиеся земли с природными ресурсами — которые, в свою очередь, максимально быстро хищнически освоить и продать. А всех несогласных с этим разогнать слезоточивым газом, водомётами, а то и просто расстрелять — даже если это дети.

И простить их за это нельзя. А вот понять можно — они боятся не успеть, потому что знают: три, пять, десять раз протесты могут закончиться ничем, но однажды терпение народа закончится по-настоящему.