Глава Роскосмоса объяснил отмену разработки лунной ракеты

Хорошая мина при плохой игре

Россия остановила техническое проектирование сверхтяжелой ракеты, предназначенной для полета на Луну. Дмитрий Рогозин объяснил это тем, что средства будут направлены на развитие метановых технологий, которые будут использованы позднее для создания лунной ракеты.

Генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин

Генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин

В конце 2020 года Рогозин заявил, что проект сверхтяжелый ракеты будет пересмотрен с учетом использования новых технологий. Фактически это означает провал в разработке новой ракеты. Провал этот теперь пытаются прикрыть словесной шелухой о разработке новых технологий и возврате к проекту в будущем. Однако никто не мешает разрабатывать технологии в процессе создания новой ракеты, одновременно их тестируя, ведь именно так и происходит создание новых технологий. Этому есть множество примеров из истории науки и техники, в том числе и из истории развития ракетостроения. Собственно, вся история создания ракет в XX веке включала разработку новых технологий.

Если даже и требуются для развития «новой технологии» средства, сопоставимые со стоимостью разработки новой ракеты-носителя, их можно было бы взять из других источников. Например, прекратить строительство гигантского небоскреба, которое ведет Роскосмос в Москве. Стоимость стройки составляет 25 миллиардов рублей. При этом стоимость работ по ракете «Енисей» — около 23 миллиардов. Однако проект строительства небоскреба никто не останавливает, чтобы направить средства на развитие новых технологий.

Причин тут несколько.

Во-первых, за прошедшие десятилетия утерян научно-технический потенциал отрасли. Квалифицированные специалисты ушли по разным причинам, быстро восстановить уровень профессионализма достаточно сложно, особенно учитывая российские реалии. Поэтому разработка новой сложной ракеты становится довольно затруднительным делом. Примечательна здесь история с созданием семейства ракет «Ангара», начатом ещё в СССР и не оконченным до сих пор.

Во-вторых, на ракетах много не распилишь и не откатишь. Подрядчики в производстве ракет — в основном, госкомпании, — а кроме того, сложность и высокотехнологичность требуют больших затрат, причем не на бумаге, а в реальности. Здесь довольно сложно манипулировать с деньгами. Итог подобной манипуляции обернется масштабным провалом и скандалом. В строительстве же все намного проще: схемы откатов давно отработаны, чиновники и депутаты имеют свои строительные компании и компании по производству стройматериалов.

В-третьих, готовая ракета мало что даст в смысле немедленной прибыли, а вот построенное здание, да ещё в Москве – очень даже лакомый кусок. Это и сдача помещений в аренду, и даже продажа, что означает, опять же, огромные барыши.

Таким образом, россияне стали свидетелями очередного провала в российской космической программе. Очередного и далеко не последнего.