Дочь Советской Киргизии

Как культура киргизов стала почитаемой во всём мире

15 июня 2020 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства Кулийпы Кондучаловой (1920 — 2013).

Кулийпа Кончудалова
Кулийпа Кончудалова

Товарищ Кондучалова родилась в селе Кара-Жигач на севере Киргизии, тогда ещё входившей в состав Туркестанской АССР. После окончания педагогического училища стала работать школьным учителем, а затем перешла на комсомольскую работу. В 1943-1945 годах училась в высшей партийной школе в Москве, после чего занимала ряд ответственных партийных и советских постов. В 1953 году она была назначена Министром иностранных дел Киргизии.

В круг служебных обязанностей Министра иностранных дел союзной республики большая политика не входила. Этим занимались в Москве в высотном здании на Смоленской площади. Задача республиканских министров была иная: укрепление культурных связей с дружественными и пока ещё не вполне дружественными странами. Этим и занялась Кулийпа Кондучалова.

В послевоенные годы во главе Компартий среднеазиатских союзных республик стояли очень сильные харизматичные лидеры: в Казахстане Жумабай Шаяхметов (1902 — 1966), в Узбекистане Усман Юсупов (1901 — 1966) и Нуритдин Мухитдинов (1917 — 2008), в Туркмении Шаджа Батыров (1908 — 1965), в Киргизии Исхак Раззаков (1910 — 1979). Они пользовались большим авторитетом в народе, активно отстаивали интересы своих республик, не спешили выполнять не учитывающие местных условий указания из центра, и вели себя достаточно самостоятельно. Рассказывают, что Нуритдин Мухитдинов однажды покрыл многоэтажным русским матом самого Лаврентия Павловича Берию (1899 — 1953), что Лаврентий Павлович воспринял с пониманием.

Первый секретарь ЦК Компартии Киргизии в 1950-1961 гг. Исхак Раззаков (слева)
Первый секретарь ЦК Компартии Киргизии в 1950-1961 гг. Исхак Раззаков (слева)

В 1953 году товарищ Кондучалова вошла в команду киргизского лидера Исхака Раззакова, ставящую своей целью обеспечить форсированное развитие маленькой республики и стала одним из наиболее активных её членов. Главной задачей Кондучаловой стало развитие культуры и искусства в республике. Министерства культуры в союзных республиках тогда ещё не было, и вся работа проводилось по линии министерства иностранных дел.

С самого начала своей деятельности Кулийпа Кондучалова поставила перед собой очень высокую планку: киргизское искусство должно получить признание не только в республике, но и во всем СССР. И не только в СССР, но и в целом мире. Руководители культуры в большинстве других союзных республик такую задачу перед собой не ставили. Они ориентировались на своего, республиканского читателя и зрителя.

Литература

Первой заботой Кондучаловой стало развитие художественной литературы. Развитый устный фольклор существовал у киргизов достаточно давно. Киргизский эпос «Манас» считается одним из самых больших в мире. В XX веке в Киргизии появилась письменная литература и такие крупные писатели, как Аалы Токомбаев (1904 — 1988). В 1930-х годах выдвинулись сверхталантливые поэты Джоомарт Бокомбаев (1910 — 1944) и Алыкул Осмонов (1915 — 1950). Однако их творчество ориентировалось преимущественно на киргизского читателя. За пределами Киргизии они были мало кому интересны.

Киргизский писатель Аалы Токомбаев
Киргизский писатель Аалы Токомбаев

Для того, чтобы вывести киргизскую литературу за узкие республиканские границы, нужно было найти молодых талантливых писателей. Главной находкой Кондучаловой стал зоотехник Чингиз Торекулович Айтматов (1928 — 2008), публиковавший свои рассказы в газете «Комсомолец Киргизии». Он был направлен на литературные курсы в Москву, а его произведения рекомендованы для публикации в журнале «Новый мир». А в 1957 году французский писатель-коммунист Луи Арагон (1897 — 1982) перевел повесть Чингиза Айтматова «Джамиля» на французский язык. Повесть была опубликована во Франции до её публикации в России. Вспомнив, какой скандал вызвала публикация за рубежом романа Бориса Леонидовича Пастернака (1890 — 1960) «Доктор Живаго», мы придем к очевидному выводу о том, что публикация повести Айтматова не была его личной инициативой и была осуществлена при активной поддержке официальных советских структур. Вряд ли можно сомневаться в том, что идея публикации «Джамили» во Франции была выдвинута Кулипой Кондучаловой и поддержана Исхаком Раззаковым, который и уладил все проблемы на союзном уровне.

В 1955 года в Киргизии начал выходить журнал «Литературный Кыргызстан». В 1959 году его главным редактором стал Чингиз Айтматов. Он продолжал активно работать в литературе. В 1960 году он опубликовал повесть «Верблюжий глаз», в 1961 году – повести «Первый учитель» и «Тополек мой в красной косынке», в 1963 году повесть «Материнское поле» и книгу «Повести гор и степей». По совокупности этих произведений в 1963 году писатель был удостоен Ленинской премии и уже в 1960-х годах стал одним из наиболее известных писателей Советского Союза. Это был блестящий успех избранной Раззаковым и Кондучаловой «экспортной» стратегии развития киргизской культуры.

Киргизский литератор Чингиз Айтматов
Киргизский литератор Чингиз Айтматов

Творчество Чингиза Торекуловича Айтматова хорошо известно читателю, и я не буду на нем подробно останавливаться.

В 1960-х годах в Киргизии выдвинулись и другие очень сильные литераторы. Среди них следует особо отметить выдающегося драматурга Токтоболота Абдумомунова (1922 — 1989), возглавлявшего Союз писателей Киргизской ССР, и партийного работника и талантливого поэта Тенти Жунушбаевну Адышеву (1920 — 1984), чьи стихи о Жизни и Смерти известны далеко за пределами Киргизии.

Чингиз Айтматов стал первой победой Кулийпы Кондучаловой.

В 1958 году в Киргизии и других республиках было создано Министерство культуры. Пост министра естественным образом заняла Кондучалова, сохранив за собой (до 1963 года) и пост министра иностранных дел.

В 1961 году из-за конфликта в партии Исхак Раззаков был снят с занимаемой должности. Были смещены и многие члены его команды. Однако товарищ Кондучалова сохранила свои посты. Новый руководитель Компартии Киргизии Турдакун Усубалиев (1919 — 2015) ценил деловые качества Кондучаловой и, кроме того, был её близким другом ещё со студенческих лет (они учились на одном курсе и в одной группе в Высшей партийной школе). От нового руководителя Кулийпа Кондучалова получила «карт бланш» для реализации своих идей.

Кино

Следующим шагом Кондучаловой стало развитие Киргизской кинематографии. Киностудия Киргизфильм была официально создана в годы Великой отечественной войны, но до середины 1950-х годов практически не работала. Первый фильм, который демонстрировался за пределами Киргизии, «Девушка Тянь-Шаня» был создан на «Киргизфильме» только в 1960 году. И тогда Министерство культуры республики дало указание экранизировать произведения Чингиза Айтматова. Первый фильм «Перевал», поставленный в 1961 году московским кинорежиссером, не привел к качественным сдвигам. Кондучалова поняла, что действовать нужно по-другому. Нужен студент-дипломник из ВГИКа, который мог бы объединить и вдохновить местную кинематографическую молодежь. И, одновременно, кое-чему её научить, ибо эта молодежь пока ещё ничего не умела.

Афиша фильма «Девушка Тянь-Шаня», «Киргизфильм»
Афиша фильма «Девушка Тянь-Шаня», «Киргизфильм»

Можно предположить, что ректор ВГИК изначально отнесся скептически к этой идее. Ибо понимал, что нормальный выпускник работать в далекую Киргизию не поедет. Но потом вспомнил, что на старшем курсе есть девочка Лариса, которая немного «не от мира сего». Лариса согласилась.

Фильм «Зной» по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз» снимался в очень тяжелых условиях. Стояла сорокаградусная жара. Лариса заболела желтухой, но, несмотря на болезнь, работала на съемочной площадке с утра до вечера. Ночевала она в инфекционном бараке и на съемку её приносили на носилках. Тем не менее, фильм удался. На Всесоюзном кинофестивале 1964 года его режиссера отметили премией.

Лариса Ефимовна Шепитько (1938 — 1979) не осталась в Киргизии: местный климат для неё был слишком тяжелым. Она вернулась в Россию, стала Великим советским кинорежиссером и в возрасте сорока лет погибла в автомобильной катастрофе.

Главным результатом фильма стало формирование команды, которая в течении ближайших десяти обеспечила блистательный взлет киргизского кинематографа. Ядром этой команды стали Толомуш Океевич Океев (1935 — 2001) и Болотбек Толенович Шамшиев (1941 — 2019). Один за другим выходят такие прекрасные фильмы, как «Небо моего детства» (режиссер Толомуш Океев) (1966), «Материнское поле» (режиссер Геннадий Базаров) (1967), «Джамиля» (режиссер Ирина Ивановна Поплавская (1924 — 2012)) (1968), «Выстрел на перевале Караш» (режиссер Болотбек Шамшиев) (1968), «Алые маки Иссык-Куля» (режиссер Болотбек Шамшиев) (1972), «Очкарик» (режиссер Альгимантас Видугирис) (1972), «Я – Тянь-Шань» (режиссер Ирина Поплавская) (1972), «Белый пароход» (режиссер Болотбек Шамшиев) (1975), «Красное яблоко» (режиссер Толомуш Океев) (1975), «Ранние журавли» (режиссер Болотбек Шамшиев) (1979), «Мужчины без женщин» (режиссер Альгимантас Видугирис) (1981). Киргизия стала делать художественные фильмы на уровне Франции и Италии.

Sputnik Кыргызстан. Режиссер и актриса во время съемок "Белого парохода" — фото 1974 года
Sputnik Кыргызстан. Режиссер и актриса во время съемок «Белого парохода» — фото 1974 года

С удовольствием стали работать на Киргизфильме и московские кинорежиссеры. Так, Андрон Сергеевич Кончаловский (род. 1937) снял в 1965 году фильм «Первый учитель». Крупным кинорежиссером стала уехавшая из Киргизии и работавшая на Ленфильме Динара Кулдашевна Асанова (1942 — 1985), также начавшая свой творческий путь с работы над фильмом «Зной».

Развивалась и документальная кинематография. Талантливые документальные фильмы снимал кинорежиссер Изя Абрамович Герштейн (1923 — 2013). А в 1970 году Альгимантас Стасевич Видугирис (1936 — 2010) снимает документальный фильм «Через сто лет потомки скажут…», посвященный природоохранным последствиям реализации крупных советских строительных проектов. По тем временам фильм выглядел очень крамольным и был запрещен. Отснятые пленки и черновые материалы были уничтожены.

В истории киргизского кинематографического чуда (и вообще, киргизского искусства 2-й половины XX века) обращают на себя внимание явно не киргизские фамилии многих её творцов. Это свидетельствует о том, что в Киргизии никто не интересовался, кто к какой национальности принадлежит. Так всегда и бывает, когда людей интересует дело, а не борьба за место у кормушки.

Блестящий взлет киргизского кинематографа стал второй победой Кулийпы Кондучаловой.

Сценическое искусство

Киргизия имеет богатые театральные традиции. Первый театральный кружок, в дальнейшем трансформировавшийся в профессиональный театр, был создан в южной Киргизии в городе Ош ещё в 1914 году. Одновременно с первым в Средней Азии театром в Ташкенте. Создателями театрального кружка в Още были мулла Мирзо Рахмонберди Мадазимов (1875 — 1933) и учитель Балтыходжа Султанов (1884 — 1919). После Октябрьской революции кружок решительно поддержал большевиков и превратился в агитбригаду, разъезжавшую по Киргизии и выступавшую перед бойцами Красной армии и трудящимися. Б. Султанов был убит басмачами, а М.Р. Мадазимов сложил с себя духовный сан, добился преобразования кружка в профессиональный театр и стал его первым художественным руководителем. Фанатичные ревнители ислама пытались убить вероотступника Мадазимова, но у них ничего не вышло.

Создатели и большинство артистов Ошского театра были не киргизами, а узбеками, и многие пьесы игрались на узбекском языке. Тем не менее, именно Ошский театр положил начало театральному искусству Киргизии.

В 1926 году создается театральная труппа в столице Республике городе Пишкеке (в дальнейшем – Фрунзе, в настоящее время — Бишкек), которая вскоре была преобразована в Республиканский театр. В 1937 году Республиканский театр разделился на Драматический и Музыкальный. В 1929 году в Пишкеке создается Театр Юного зрителя.

Киргизский государственный академический ордена Трудового Красного Знамени драматический театр
Киргизский государственный академический ордена Трудового Красного Знамени драматический театр

Перед Великой отечественной войной в Киргизии выдвигаются три сверхталантливые молодые артистки. Это оперная певица Саира Киизбаева (1917 — 1988), драматическая актриса Бакен Кыдыкеева (1923 — 1993) и балерина Бюбюсара Бейшеналиева (1926 — 1973). Все они становятся Народными артистами Советского Союза.

В 1946-1957 на сцене Киргизского театра опера и балета танцевал Великий чеченский танцор Махмуд Алисултанович Эсамбаев (1924 — 2000). В 1957 году он вернулся на Кавказ.

Тем не менее, состояние театрального искусства в Киргизии не вполне удовлетворяет министра. Кондучалова стремится к большему. В 1969 году группа талантливых молодых людей из Киргизии направляется учиться в ГИТИС, где из них создается Третья киргизская студия. А затем под выпускников этой студии создается Молодежный театр в городе Ош. Вскоре в этом театре появляется сверхталантливый лидер – молодой режиссер Искендер Муратбекович Рыскулов (1941 — 2002). В 1976 году он становится главным режиссером театра.

Молодежный театр в городе Ош, руководимый Искандером Рыскуловым, быстро стал главным в СССР конкурентом Московской Таганки. На премьеры театра люди прилетали в Ош на самолетах из других городов не только Киргизии, но и всего Советского Союза.

Оперная певица Саира Киизбаева с бойцами Советской Армии
Оперная певица Саира Киизбаева с бойцами Советской Армии

Рыскулов самым решительным образом отказался от бытового правдоподобия на театральной сцене. Бытовую правду он заменил правдой человеческих чувств и стремлений. Спектакли, поставленные Искендером Рыскуловым, была совершенно необычными и вызывали горячие споры. Некоторые граждане немолодого возраста писали письма в высокие инстанции, в которых требовали призвать режиссера к порядку. Однако хода этим письмам не давали: Кондучалова и, с её подачи, руководство республики активно поддерживали молодого режиссера.

В 1984 году (уже после ухода Кондучаловой с поста министра культуры) И.М. Рыскулов был назначен главным режиссером главного драматического театра Киргизии Киргизского государственного драматического театра. На этом посту он проработал до 1989 года. В эпоху «тоталитарного совка» талантливый режиссер мог спокойно работать, а во времена перестройки, нового мышления и возвращения в лоно мировой цивилизации его съели.

Искендер Рыскулов и молодежный театр в Оше стали третьей победой Кулийпы Кондучаловой.

Главный режиссёр Киргизского государственного драматического театра Искандер Рыскулов (слева)
Главный режиссёр Киргизского государственного драматического театра Искандер Рыскулов (слева)

Среди других талантливых режиссеров, которых активно поддерживала Кулийпа Кондучалова, следует отметить Бообека Ибраева (1935 — 2000) и Медербека Назаралиева (1934 — 1999). Они работали в театре в маленьком горном городе Нарыне и вывели его на уровень первоклассных театров. К сожалению, после ухода Кулийпы Кондучаловой на пенсию у Бообека Ибраева возникли проблемы во взаимоотношениях с партийным руководством.

Идею Кондучаловой по подъему театрального искусства переняла Туркменская ССР, что привело к появлению в этой республики сверхталантливого театрального режиссера Какаджана Аширова (род. 1950). Однако из-за сложных отношений с Туркменбаши он не смог полностью раскрыть свой потенциал.

В 1968 году на стажировку в театр «Ла Скала» в Милане был направлено молодой киргизский оперный певец-бас Булат Абдуллаевич Минжилкиев (1940 — 1997). Вскоре он стал певцом мирового уровня, певшим в театрах многих стран мира. Однако его постоянным местом работы был Киргизский оперный театр во Фрунзе. Лишь после отделения Киргизии от СССР он уехал из родной республики и стал работать в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

Киргизский оперный певец-бас Булат Абдуллаевич Минжилкиев
Киргизский оперный певец-бас Булат Абдуллаевич Минжилкиев

В июне 1963 года в Киргизии побывал Великий советский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 — 1975), где ему был устроен прием на самом высшем уровне. Под впечатлением этого визита Дмитрий Дмитриевич написал «Увертюру на русские и киргизские темы», познакомившую мировую общественность с киргизской народной музыкой.

Живопись

Рывок Киргизии в области живописи был не столь впечатляющим. До Великой отечественной войны киргизскую живопись создавали, в основном, жившие в Киргизии русские художники. Бренд Киргизской ССР картину «Дочь советской Киргизии» написал русский художник Семён Афанасьевич Чуйков (1902 — 1980). Многие считают, что на этой картине изображена молодая Кондучалова, но это не так. Девочка на картине – это собирательный образ Киргизии, идущей в Светлое Будущее.

Фрагмент картины "Дочь советской Киргизии" (Семён Афанасьевич Чуйков)
Фрагмент картины «Дочь советской Киргизии» (Семён Афанасьевич Чуйков)

На фоне живописи других среднеазиатских республик киргизская живопись не выделяется. Художника такого масштаба, как туркмен Дурды Байрамов (1938 — 2014) Киргизия выдвинуть не смогла.

Инфраструктура

Деятельность Кулийпы Кондучаловой не ограничивалась заботами о вершинах искусства. Большое внимание уделялось развитию местной сети учреждений культуры: домов культуры, клубов, музыкальных и художественных школ, самодеятельных театральных коллективов. В 1967 году по инициативе К. Кондучаловой в Киргизии был создан Государственный институт искусств (в 1974 году ему было присвоено имя выдающейся балерины Бюбюсары Бейшеналиевой (1926 — 1973)). В этом Институте получали образование будущие работники культуры среднего звена. А его наиболее талантливые студенты направлялись для завершения образования в лучшие вузы России. Кондучалова считала, что приобщение к русской культуре является необходимым условием развития культуры в Киргизии. Этим она резко отличалась от многих представителей национальной интеллигенции в союзных республиках, которые считали, что русские их ничему не могут научить. К лозунгу «Геть вiд Москви», выдвинутому в свое время националистически настроенным украинским писателем Мыколой Хвылевым (1893- 1933) она относилась резко отрицательно.

Расцвет киргизской культуры
Расцвет киргизской культуры

Кулийпа Кондучалова не стремилась к созданию в республике своей консерватории, театрального и художественного институтов. Наверное, она полагала, что условия для этого пока не созрели. Талантливые киргизские юноши и девушки учились в России. Это была совершенно правильная политика.

Что в итоге?

Кулийпу Кондучалову нередко называли «киргизской Фурцевой», что явно неверно. По масштабу личности Кондучалова намного превосходила Екатерину Алексеевну. Её правильнее сравнивать с легендарным министром культуры Народной Республики Болгарии Людмилой Живковой (1942 — 1981).

В 1980 году, проработав 22 года на посту министра культуры Киргизской ССР, Кулийпа Кондучалова ушла на пенсию. Её сменила ближайшая помошница Жумагуль Нусупова (1931 — 2015), ранее занимавшая пост заведующего отделом культуры ЦК КП Киргизии. Ж. Нусупова проработала министром культуры до 1985 года.

Опыт «Киргизского чуда», реализовавшегося под руководством Кулийпы Кондучаловой, показал, сколь успешной может быть целенаправленная и продуманная политика социалистического государства, направленная на поддержку развития культуры, литературы и искусства. И, одновременно, этот опыт опроверг популярный среди националистически настроенных представителей интеллигенции миф о том, что в Советском Союзе подавлялась национальная культура входивших в него народов. Такие утверждение в эпоху перестройки высказывались на Украине, в Казахстане, в Таджикистане и в некоторых других бывших союзных республиках. Но в Кыргызстане никому и в голову не приходило говорить подобные глупости.

Искусство советской Киргизии
Искусство советской Киргизии

После ухода на пенсию Кулийпа Кондучалова стала Председателем республиканского общества охраны памятников истории и культуры, которым она руководила на общественных началах. Среди её заслуг на этом поприще – предотвращение застройки территории средневекового города Джуля и сохранение памятников буддистского искусства в ущелье Иссык-Ата. Замечательно, что эти памятники не киргизские, а докиргизские. Киргизы пришли на Тянь-Шань из Сибири только в XIV веке. В отличие от национально-озабоченных деятелей Кондучалова заботилась о наследии как своего, так и других народов.

Деятельность Кулийпы Кондучаловой оказала влияние и на культуру других среднеазиатских союзных республик. Сходную политику пытались проводить в своих республиках писатели Мехрубон Назарович Назаров (1922 — 1993) и Рахим Махтумович Эсенов (род. 1927), занимавшие посты министров культуры Таджикской и Туркменской ССР. Нельзя также не вспомнить и 1-го секретаря Кара-Калпакского обкома КПСС Каллибека Камалова (род. 1926), при активной поддержке которого художник Игорь Витальевич Савицкий (1915 — 1984) создал в Нукусе уникальный музей русской авангардистской живописи. Ещё одним похожим деятелем был Георг Васильевич Мясников (1926 — 1996), занимавший в 1961 – 1986 годах пост второго секретаря Пензенского обкома КПСС и много сделавшего для развития культуры в области.

Кулийпа Кондучалова
Кулийпа Кондучалова

После 1991 года к власти в Киргизии пришла буржуазия. Однако киргизские буржуазные власти повели себя значительно умнее, чем их коллеги в России. В Киргизии, ставшей независимым Кыргызстаном, не последовали примеру академика Александра Николаевича Яковлева (1923 — 2005), облившего советское прошлое большим ушатом грязи. Коммунистическим лидерам Киргизской ССР Исхаку Раззакову (посмертно), Турдакуну Усубалиеву Абсамату Масалиеву (1933 — 2004) и Кулийпе Кондучаловой было присвоено звание Героев Киргизии (всего это звание получило 24 человека), Официальные и не совсем официальные средства массовой информации всячески подчеркивали и подчеркивают заслуги коммунистических лидеров перед киргизским народом. Но подчеркнутое уважение со стороны властей не мешало товарищу Кондучаловой резко негативно оценивать реалии независимого буржуазного Кыргызстана.

Оставаясь обычным пенсионером, Кулийпа Кондучалова пользовалась огромным авторитетом в своей республике. В народе её называли «Эже» (Бабушка).

Кулийпа Кондучалова ушла из жизни 7 сентября 2013 года в возрасте 93 лет. В связи с её кончиной в Киргизии был объявлен национальный траур. На похоронах с большой речью выступил президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев (род. 1956).

Похороны Кулийпы Кондучаловой
Похороны Кулийпы Кондучаловой

За месяц до смерти Эже вместе с дочерью побывала на Ала-Арчинском кладбище, поклонилась могилам своих бывших друзей и коллег, и показала место, где хотела бы лежать после смерти. Там её и похоронили.

С.В. Багоцкий