Чёрный Миша

К столетию со дня рождения Михаила Ванькаевича Хонинова

1 января 2019 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося калмыцкого советского писателя, героя Великой отечественной войны Михаила Ванькаевича Хонинова (1919 – 1981). В Белоруссии он широко известен как Чёрный Миша.

М.В. Хонинов родился в калмыцком селении Цаган-Нур. По калмыцкой традиции будущий писатель получил свою фамилию от имени отца, а отчество – от имени деда.

Чёрный Миша

Отец писателя Хонин Ванькаев был очень незаурядным человеком. Будучи одним из самых бедных жителей селения, он активно тянулся к культуре, играл на разных музыкальных инструментах (в том числе на скрипке), был сильным шахматистом. А мама рассказывала детям о том, какие созвездия можно увидеть на ночном небе. «У человека есть несколько отличий от свиньи: одно из них заключается в том, что человек иногда смотрит на небо, а свинья – никогда», – скажет позже великий астроном Виктор Амазаспович Амбарцумян (1908 – 1996).

И в то же время семья голодала. Вот как вспоминал своё детство герой романа М.В. Хонинова «Помнишь, Земля Смоленская», за которым угадывается сам автор:

«Дети мёрзли, и их мучил голод, они шмыгали носами, размазывая грязными кулачками слёзы по щекам, и надоедливо тянули: есть, есть, есть… Отец с трудом загонял их в холодную постель, а мать ласково уговаривала: “Вы не плачьте, а постарайтесь поскорей заснуть. Вот как заснёте, так из норки вылезет мышка и принесёт в одной красивой фарфоровой миске сладкий кумыс, а в другой красивой фарфоровой миске всякую вкусную еду”. “А пышку принесет?” – спрашивал Мутул. “А как же”. “– С начинкой из накрошенного сала?” “– Ну, да”. “– И она будет таять во рту?” “Ты ее и проглотить не успеешь, как она растает – такая будет вкусная”. Под эти убаюкивающие материнские посулы Мутул и его братишки засыпали…»

Свою тягу к искусству отец будущего писателя передал двум своим сыновьям Лиджи и Мутулу (ставшему в дальнейшем Михаилом), которые в 1936 году окончили Калмыцкий техникум искусств в Астрахани. В том же 1936 году в Элисте начал работать драматический театр, и братья Хониновы стали его актёрами. Михаил Хонинов был одновременно и диктором Калмыцкого радио.

В 1939 году Михаил Хонинов бы призван в Красную армию. В 1941 году окончил военное училище и получил звание младшего лейтенанта.

В июле 1941 года во время боев в Белоруссии командир взвода младший лейтенант Хонинов был тяжело ранен. Полумёртвого офицера нашли крестьянские ребятишки. Мать одного из них выходила Михаила. После выздоровления вместе с другими отставшими от своих частей красноармейцами и местными жителями М.В. Хонинов создал партизанский отряд, насчитывающий несколько сотен человек, и стал его командиром. Тогда он и получил свое прозвище Чёрный Миша.

Партизаны Чёрного Миши взрывали мосты и фашистские эшелоны, уничтожали вражеские подразделения, расправлялись с прислужниками врага, освобождали людей, угоняемых в Германию. Одно упоминание о Чёрном Мише вызывало дрожь у врагов. За голову легендарного партизанского командира захватчики обещали выплатить 10 тысяч оккупационных марок (по покупательной способности эта сумма приблизительно соответствовала 30 сребренникам), но деньги так и не были востребованы. Впрочем, сам Чёрный Миша без ложной скромности считал, что за его голову враги могли бы пообещать и побольше.

К сожалению, послевоенная судьба Чёрного Миши сложилась не лучшим образом. Когда немцы пришли в Калмыкию, немало влиятельных представителей калмыцкого народа перешло на сторону оккупантов. Поэтому советское правительство приняло решение выслать калмыков в Сибирь.

Наверное, М.В. Хонинов, будучи признанным героем Великой Отечественной войны, мог бы избавить себя и свою семью от ссылки. Но он не захотел этого делать и вместе со своим народом уехал в Сибирь. В ссылке Хонинов работал строителем. В 1949 году, оставаясь ссыльным, был награжден орденом Боевого Красного знамени.

Чёрный МишаКалмыков вернули из ссылки в 1957 году.

После возвращения своего народа домой М.В. Хонинов принимал активное участие в культурной жизни своей республики. Он работал диктором республиканского радио, директором Драматического театр в Элисте, директором республиканского краеведческого музея. Но главным его делом стала литература. М.В. Хонинов пишет и стихи, и прозу. Начиная с 1960 года им было опубликовано 15 книг на калмыцком языке и 18 – на русском. Среди них роман «Помнишь, Земля Смоленская» о партизанской борьбе на Смоленщине в годы Великой отечественной войны и автобиографическая повесть «Чёрный Миша – это я». В 1974 году уже в сильно немолодом возрасте Хонинов закончил Литературный институт в Москве.

М.В. Хонинов пользовался большим авторитетом в литературной среде. Его боевым подвигам посвящено немало художественных произведений. Наиболее известными из них является повесть бывшего украинского партизана Андрея Максимовича Дугинца (1919 – 1990) «Искры под пеплом» (1970) и поэма Николая Георгиевича Поливина (1925 – 1999) «Чёрный Миша» (1990). Поэт Михаил Львович Матусовский (1915 – 1990) назвал М.В. Хонинова калмыцким Денисом Давыдовым.

В 1957 году группа бывших белорусских партизан обратилась в соответствующие инстанции с ходатайством о присвоении М.В. Хонинову звания Героя Советского Союза. А в 1965 году с аналогичным ходатайством обратился и Союз писателей Калмыкии. Однако эти ходатайства удовлетворены не были.

Чёрный МишаВ январе 1979 года в связи с 60-летием М.В. Хонинов был награжден орденом Дружбы Народов.

М.В. Хонинов умер 22 сентября 1981 года.

Литературные таланты своего отца унаследовала дочка писателя Римма (род. 1955), начавшая писать стихи с 7 лет. В настоящее время Римма Михайловна является одним из ведущих писателей, поэтов и литературоведов Калмыкии, возглавляет кафедру русской литературы Калмыцкого университета. Ряд работ она посвятила творчеству своего отца.

Годы Великой Отечественной войны стали серьёзным испытанием для национальной политики СССР. Фашисты надеялись, что многонациональное советское государство легко развалится. Но этого не произошло. Народы нашей страны сумели объединиться в борьбе с захватчиками. В одних рядах сражались и русские, и белорусы, и калмыки. Надежда гитлеровцев разыграть в своих интересах национальную карту потерпела сокрушительный крах.

К сожалению, великая страна, выдержав испытание войной и лишениями, не выдержала испытания относительным благополучием, когда борьба за общие цели сменилась борьбой за место у кормушки.

Пусть нам всем будет стыдно!

С.В. Багоцкий


М.В. Хонинов

Автобиография

Я надел фуражку с красным кантом
Только перед самою войной.
Молодым всего лишь лейтенантом
Был я в Красной Армии родной.
Я не дослужился до майора,
Из меня не вышел капитан,
Потому что стал я очень скоро.
Командиром взвода партизан.

Рвал пожар войны когтями крыши,
Радовалась всяческая гнусь…
Калмычонок с Волги – Чёрный Миша –
Дрался за родную Беларусь.
В ватнике, с немецким автоматом
В партизанские ходил бои…
«Ой вы, хаты, дорогие хаты,
Хаты опалённые мои!»
Плачут дети, горько плачут бабки,
— Пьяный «фюрер» злобен и жесток…
В стеганке изодранной, без шапки,
Миша появился: «Хенде Хох!» …
Ночи бьют метельными крылами,
Смерть, как струны, щиплет провода.
Версты проутюжены боками,
Но взлетают вражьи поезда!
По округе слух ползет упорный,
Нагоняя на фашистов страх:
«Это снова сделал Миша Чёрный!
Миша Чёрный!» В ближних деревнях
Все следы обнюхало гестапо,
Ищут партизана здесь и там…
Всех подряд цепляют злые лапы:
«Ви есть Миша? Чёрный капитан?»
Полицаи прячут морды в пыжик:
«Он? Не он?» — гадают, морща лбы.
Эй, постой! – на Мишу лезет рыжий.
Нате-ка, держите… на гробы!
– Полетела под ноги граната, —
В каждой шкуре чуть не сотня дыр.
«Больше взрывов – значит, меньше гадов», —
Подытожил после командир. …

В давних сводках роется ученый,
Роется, дыханье затая:
Где сегодня этот Ч–рный Миша?
Миша Ч–рный! Где тропа твоя
Пролегает? Бедам нынче крышка!
– Зов летит, качая ковыли,
– С нами беды ты делил, братишка,
А теперь и радость раздели! –
Этот зов был в Элисте услышан,
И опять с друзьями Чёрный Миша,
Здравствуйте, браты! Вы встрече рады?
Рад и я, но … тише – соловьи:
«Ой вы, хаты дорогие хаты,
Хаты обновленные мои!»