Будь готов: «августовскому путчу» — 30

К годовщине переломных событий

Сегодня «августовскому путчу» 1991 года исполняется 30 лет. Эта круглая дата – повод не только вспомнить прошлое, но и поразмыслить о его отношении к настоящему… К началу 1990-х годов горбачевская «перестройка» зашла в тупик. Официальная доктрина построения обновленного «социализма с человеческим лицом» с треском провалилась. Зато в экономике быстрыми темпами развивался рыночный сектор. Спекулянты, торговцы «леваком» и краденым, индивидуальные предприниматели и владельцы кооперативов – все они рвались нарастить капиталы, захватить новые производства. Лучший способ: добиться продвижения «своих людей» во власть для проведения рыночных реформ и устранения монополии замшелой КПСС. Что такое рыночные реформы, граждане осознают через несколько лет – им поможет «шоковая терапия», сопровождаемая бешеной инфляцией, разорением предприятий, массовой безработицей, беспросветной нищетой и разгулом преступности.


"Будь готов!"

Коммунистическое крыло осознавало эти тенденции. Но чтобы предотвратить надвигающуюся угрозу, нужно было отбросить весь курс на «перестройку», на лечение социализма рыночными методами. А этим курсом шли уже шесть лет. Его принимали и утверждали на партийных съездах, его настойчиво проводил в жизнь лидер партии Горбачев. Отказаться от этого курса было чрезвычайно трудно. Страх вызывал нерешительность и бессилие.

Зато не было сомнений у их противников, которые понимали, что захватить власть легче в отдельных республиках, чем во всем Союзе. Они добились того, что ряд советских республик, начиная с Литвы, провозгласил свой суверенитет, то есть верховенство республиканских законов над союзными. «Суверенные» республики начали подписывать между собой договоры о взаимном признании и сотрудничестве. Таким образом, центральное руководство отсекалось как от вмешательства во внутренние дела республик, так и от координации межрегиональных взаимодействий. Центральное руководство Союза ССР, находившееся под контролем коммунистической партии, превращалось в политический труп, который оставалось только захоронить.

Изменение административно-территориального устройства страны в тот период имело далеко идущие политические и экономические последствия.

Борис Ельцин, Александр Коржаков, Виктор Золотов и другие — на танке на фоне Белого дома (август 1991 года)
Борис Ельцин, Александр Коржаков, Виктор Золотов и другие — на танке на фоне Белого дома (август 1991 года)

Атака демократов заставила высших партийных руководителей пробудиться от политической спячки. Почувствовав, что почва уходит у них из-под ног, а обычные методы воздействия (по линии партийных или советских органов) уже не работают, они ввели в стране чрезвычайное положение и стали стягивать войска к крупным городам. Однако и здесь руководители партии не смогли действовать решительно и допустили ряд серьезных ошибок:

  1. конкретных задач войскам не ставилось, обстановка до личного состава не доводилась, поэтому войска фактически бездействовали;
  2. лидер «демократов» Борис Ельцин не был изолирован, получил полную свободу действий и сумел организовать отпор гэкачепистам;
  3. запрет массовых мероприятий, введенный ГКЧП, фактически не реализовался, антикоммунисты собирали многотысячные митинги;
  4. не была организована информационная поддержка действий ГКЧП: контролируемые комитетом СМИ молчали или транслировали нейтральные материалы, в то время как «демократы» трубили на весь мир о «незаконном, антиконституционном перевороте»;
  5. не были приняты намеченные меры по стабилизации экономики.

Все это привело к ожидаемому и предсказуемому поражению гэкачепистов и, как следствие, — к крушению Советского Союза, разорению страны и обнищанию миллионов.

В политике побеждает тот, кто действует быстро и решительно. Когда через два года после описанных событий президент Ельцин столкнулся с неповиновением Верховного Совета, он не только ввёл в Москву войска, но и взял штурмом Белый дом с многочисленными жертвами. В то время как политические оппоненты не дремали и не стеснялись в средствах, советские коммунисты снова оказались не готовы к решительным действиям.

Мы должны быть готовы ко всему — вопрос власти решается организацией и дисциплиной. Только будучи бдительными, готовыми к решительным действиям россияне смогут отстоять свое право на достойную жизнь, свободный труд, здоровый отдых, будущее для детей.