«Антикапиталистические протесты» и рабочая политика

(читая работу В.И. Ленина «Империализм, как высшая стадия капитализма»)

Критику империализма мы понимаем в широком смысле слова, как отношение к политике империализма различных классов общества в связи с их общей идеологией (В.И. Ленин, «Империализм, как высшая стадия капитализма»).

 

«Гигантские размеры финансового капитала, концентрированного в немногих руках и создающего необыкновенно широко раскинутую и густую сеть отношений и связей, подчиняющую ему массу не только средних и мелких, но и мельчайших капиталистов и хозяйчиков, — с одной стороны, а с другой, обострённая борьба с другими национально-государственными группами финансистов за раздел мира и за господство над другими странами, — всё это вызывает повальный переход всех имущих классов на сторону империализма. «Всеобщее» увлечение его перспективами, бешеная защита империализма, всевозможное прикрашивание его — таково знамение времени. Империалистская идеология проникает и в рабочий класс. Китайская стена не отделяет его от других классов» (В.И. Ленин, там же).

 

Саммиты представителей ведущих империалистических государств, в особенности «двадцаток» и «восьмерок», традиционно сопровождаются анти– и альтерглобалистскими выступлениями. В последние годы новейшей истории к ним все чаще добавляются шумные протестные акции граждан по различным поводам, которые неизбежно рождает капиталистическая жизнь. На улицы городов социально-согласной(?) Европы и столь же демократической(?) Америки, цивилизованной капитализмом Северной Африки и Ближнего Востока выходят тысячи недовольных: активисты левых и правых движений, защитники зеленых насаждений, футбольные фанаты и студенты, приверженцы религиозных и светских, традиционных и нетрадиционных ценностей. Гражданское (буржуазное) общество волнуется. «Антикапиталисты» всех мастей и оттенков шлют проклятия в адрес либералов, диктаторов, финансовой олигархии и «мирового правительства».

 

Представители каких классов общества критикуют капитализм и отстаивают свои коренные интересы в этом движении?

 

1. Буржуазные учёные и публицисты выступают защитниками империализма обыкновенно в несколько прикрытой форме, затушёвывая полное господство империализма и его глубокие корни, стараясь выдвинуть на первый план частности и второстепенные подробности, силясь отвлечь внимание от существенного совершенно несерьёзными проектами «реформ» вроде полицейского надзора за трестами или банками («над монополиями») и т.п.

 

2. Немецкие империалисты в издании: «Архив всемирного хозяйства» стараются следить за национально-освободительными движениями в колониях, особенно, разумеется, не-немецких. Они отмечают брожение и протесты в Индии, движение в Натале (южная Африка), в Голландской Индии и т. д. Один из них в заметке по поводу английского издания, дающего отчёт о конференции подчинённых наций и рас, состоявшейся 28–30 июня 1910 года, из представителей различных, находящихся под чужестранным господством, народов Азии, Африки, Европы пишет, оценивая речи на этой конференции: «С империализмом, говорят нам, надо бороться; господствующие государства должны признать право подчинённых народов на самостоятельность; международный трибунал должен наблюдать за исполнением договоров, заключённых между великими державами и слабыми народами. Дальше этих невинных пожеланий конференция не идёт. Мы не видим ни следа понимания той истины, что империализм неразрывно связан с капитализмом в его теперешней форме и что поэтому (!!) прямая борьба с империализмом безнадёжна, разве если ограничиваться выступлением против отдельных, особенно отвратительных, эксцессов» (Weltwirtschaftliches Archiv, Bd. II, стр. 193 (Архив мирового хозяйства, т. II). Ред.)

 

Так как реформистское исправление основ империализма есть обман, «невинное пожелание», так как буржуазные представители угнетённых наций не идут «дальше» вперёд, поэтому буржуазный представитель угнетающей нации идёт «дальше» назад, к раболепству перед империализмом, прикрытому претензией на «научность». Тоже «логика»!

 

Вопросы о том, возможно ли реформистское изменение основ империализма, вперёд ли идти, к дальнейшему обострению и углублению противоречий, порождаемых им, или назад, к притуплению их, являются коренными вопросами критики империализма.

 

3. Так как политическими особенностями империализма являются реакция по всей линии и усиление национального гнёта в связи с гнётом финансовой олигархии и устранением свободной конкуренции, то мелкобуржуазно-демократическая оппозиция империализму выступает едва ли не во всех империалистских странах начала XX века. Это мелкобуржуазная, реформистская, экономически в основе своей реакционная оппозиция.

 

Пока критика империализма мелкобуржуазными реформистами будет бояться признать неразрывную связь империализма с самими основами капитализма, до тех пор самые шумные акции средних слоев буржуазного общества, порой отчаянно и самоотверженно борющихся левых и правых «активистов» Европы и Америки, Турции и России, останутся лишь невинными пожеланиями справедливого мира, свободной конкуренции и демократии. Это в лучшем случае. А в худшем – оборачивается прямой поддержкой империалистической политики и военной интервенции под видом «защиты демократии» (в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и т.д.) Поддержка мелкобуржуазным руководством Международной Конфедерации профсоюзов (МКП) интервенции в Сирии есть попытка подчинить организованную часть мирового профсоюзного движения империалистической политике под видом борьбы «за демократию». Тем же целям в конечном итоге служит мелкобуржуазная идейка якобы усиления борьбы за демократию «слиянием» мелкобуржуазных протестных движений с борьбой за демократию самого рабочего класса. Хотя и из теории, и из практики революционной борьбы известно, что такое слияние в конечном итоге не усилило бы, а ослабло общий фронт борьбы за демократию и политические свободы. Потому что «средние классы» общества в борьбе против олигархии не ставили (и не могут ставить, не переходя на позицию пролетариата), своей целью уничтожение экономической, то есть материальной основы её власти — капитализма.

 

Настоящей массовой альтернативой непоследовательной борьбе за демократию мелкой буржуазии и соответствующей ей буржуазной интеллигенции, вообще, «средних слоев» общества, является политика борьбы за социализм и пролетарскую демократию. Так например, 80-миллионная Всемирная Федерация Профсоюзов (ВФП), в отличие от соглашательского руководства МКП, призывает трудящихся к борьбе против капиталистической эксплуатации и на национальном, и на мировом уровне. Такая политика есть политика объединения всех прогрессивных слоев общества вокруг организованной и сознательной части рабочего класса, последовательно борющейся за полное освобождения наций и народов мира от гнета финансовой олигархии, мировой банкократии, эксплуатации, войн и интервенций, т.е. от империализма.

 

4. Пока критика левыми «государственниками и социалистами» политики либерализма (то есть свободы монополий), всесилия мировых банков и мировой финансовой олигархии направляется на защиту «отечественного» империализма (читай: отечественной олигархии и банкократии), до тех пор «левые» критики империализма будут оставаться предателями. Политика левых реформистов в тяжелые для развития рабочего движения периоды предпочитает пролетариат «не замечать», как это делали Зюганов и К на протяжении последних 20 лет в России, или, проводя скоординированную политику с российскими империалистами против сознательных рабочих, стремится подчинить интересы рабочего движения политике имущих классов. Господа оппортунисты и господа капиталисты единодушно называют этот политический сволочизм «спасением России» от оранжевых смут и пролетарских революций!

 

Запугивание страдающих от ужасов капитализма мещан якобы колониальным положением России еще недавно было обычным делом в левой среде. Болтовня идеологов оппортунизма о «соединении» национально-освободительной борьбы (российского империализма!) с социально-классовой борьбой (с борьбой против сознательных рабочих, вероятно, которых оппортунисты в союзе с буржуазными партиями не допускают в парламент!) ничего, кроме презрения к авторам подобных идеологических обманок, рассчитанных на политизированного левого обывателя, более не вызывает. Развитие российского капитализма делает такого рода разговоры в обществе в настоящее время просто неприличными. Сочувствие некоторых ученых людей к недостаточной (по сравнению с европейскими, к примеру) силе российских монополий и банков невольно вызывает вопрос: не заставляет ли их иной раз расчет прикидываться невежественными? Так или иначе, капиталистическая Россия сегодня – неотъемлемая часть империалистического мира и империалистических союзов.

 

Но можно ли предположить, чтобы союзы империалистов, мировые и региональные, имеющиеся в наличии и создающиеся с целью отстоять или расширить свои владения, интересы и сферы влияния по всему миру, оставались бы прочными на все времена? Допустим, что все империалистические державы, включая Россию, составят союз для «мирного» раздела и эксплуатации тех или иных стран мира. Это будет интернационально-объединенный финансовый капитал. Такие союзы случались в истории прошлого и существуют в современности. Но разве они исключили трения, недовольства и противостояния, притом самые жесткие, внутри них самих? Абсолютно немыслимо. Взять, к примеру, сирийский вопрос. Есть ли полное согласие среди империалистов? Нет. Направлена ли аргументация (стало быть, и интересы) кого-либо из противоборствующих в «восьмерке» на защиту подлинных национальных интересов Сирии, народов Ближнего Востока? Ясно, что нет.

 

При капитализме немыслимо иное основание для раздела сфер влияния, жизненных интересов и т.п., кроме как силы участников дележа, силы общеэкономической, финансовой, военной и т.п. А сила измеряется неодинаково у участников дележа, ибо равномерного развития предприятий, монополий, отраслей промышленности, стран при капитализме быть не может.

 

Поэтому «интеримпериалистские» или «ультраимпериалистские» союзы в капиталистической действительности, а не в пошлой мещанской фантазии оппортуниста еще со времен Каутского, — в какой бы форме эти союзы ни заключались, в форме ли одной империалистской коалиции против другой империалистской коалиции или в форме всеобщего союза всех империалистских держав — являются неизбежно лишь «передышками» между войнами. Мирные союзы подготовляют войны и в свою очередь вырастают из войн, обусловливая друг друга, рождая перемену форм мирной и немирной борьбы из одной и той же почвы империалистских связей и взаимоотношений всемирного капиталистического хозяйства и всемирной («глобальной») политики.

 

Нежелание (или неумение) понять самые глубинные противоречия империализма раз за разом приводит к поражению «антикапиталистические» протесты и связанные с ними надежды. Не оставляют организованного ядра кристаллизации для здоровых элементов общества протесты против одного лишь «либерализма» (свободы перемещения капиталов, товаров и рабочей силы в интересах монополий). В сочетании с углубляющимся кризисом и нарастанием тревоги в связи с перспективами утраты средств к существованию, с эскалацией вооруженных конфликтов с применением оружия массового уничтожения, непоследовательность мелкобуржуазной критики капитализма заставляет трудящихся искать иной ответ на вызовы империализма в истории и современности.

 

Ответом пролетариата на экономическую политику финансового капитала, на империализм, может быть не свобода торговли (не ВТО, и не таможенный, с другой стороны, «союз капиталистов»), а только социализм. Не восстановление свободной, «равноправной» конкуренции капиталистов может быть целью пролетарской политики. Не может быть целью пролетарской политики и введение охранительных пошлин для «отечественного» империалиста. И то, и другое, и в начале XX-го, и в начале – XXI-го века, после более чем 70-летнего существования практического социализма, есть реакционная политика.

 

Лишь полное уничтожение капиталистической конкуренции и полное уничтожение господства (свободы) капиталистических монополий посредством уничтожения капитализма, есть пролетарская критика империализма и пролетарская политика борьбы за социализм.

 

Именно к рабочей коммунистической политике зовет присоединяться трудящихся, всех честных людей в России, в республиках Союза, во всем мире РКРП и Российский Объединенный Трудовой Фронт. Трудящиеся и эксплуатируемые, вставайте в ряды борющихся против угнетателей и эксплуататоров! Рот фронт!

 

Материал подготовлен Рабочей комиссией РКРП