Рост антивоенных настроений на фронтах и борьба рабочих в Москве
Ставка. Штаб Верховного главнокомандующего составил секретную сводку о «настроении» в частях фронтов за период с 18 по 25 июня. В сводке указывалось, что на Северном фронте «солдатские массы, в общем, всё ещё находятся в состоянии брожения», но есть надежда, «что дух войск поднимется в связи с нашим наступлением на Юго-Западном фронте».
На Западном фронте настроение характеризовалось как неустойчивое и неопределенное. «Наряду с крепкими и боеспособными частями, есть части, находящиеся в состоянии полного разложения… Ни один корпус в целом нельзя считать вполне надёжным». Наиболее решительно оказывают сопротивление боевым приказам: 1 и 8-й Сибирские казачьи полки, 218-й полк 35-й дивизии, вся 2-я Кавказская гренадерская, вся 169-я пехотная дивизия, 16-я Сибирская дивизия, 203-й Сухумский пехотный полк 51-й дивизии, 246-й Бахчисарайский пехотный полк 62-й дивизии, 61, 62 и 63-й Сибирские стрелковые полки. К возможности наступления, как говорилось в сводке, надо отнестись осторожно. На Юго-Западном фронте, по свидетельству сводки, настроение солдат улучшается в связи с развивающимся наступлением. В войсках Румынского фронта общее настроение в армиях продолжает оставаться «неустойчивым и неопределённым». В этом отношении «наиболее слабыми частями» считались 65-я пехотная дивизия 26-го корпуса, 78 и 189-я пехотные дивизии IX армии и др. В IV армии прибывающие пополнения настроены большевистски. В сводке отмечалось как общее явление на всех фронтах — распространение «разлагающей» пропаганды большевистских идей прибывшими на Пополнение воинскими частями.
В Петрограде общее собрание рабочих завода «Русский Рено» приняло резолюцию протеста против наступления на фронте, в которой говорилось, что наступление «является не стратегическим, а политическим; на смерть посылают русских крестьян и рабочих, якобы для укрепления революции, на деле же для закрепления империалистических и контрреволюционных стремлений». Рабочие потребовали перехода всей власти в руки Советов Рабочих и Солдатских Депутатов.
В Москве общее собрание трёх тысяч рабочих завода «Динамо» решило, что главным методом борьбы рабочих за проведение в жизнь минимальной заработной платы остается стачка. Однако к ней следует прибегать лишь после использования всех «законных средств». Было также принято постановление об отпуске на полевые работы на срок не больше двух недель с разрешения заводского комитета и администрации завода. Отдельных рабочих решено отпускать для восстановления сил в деревню, с сохранением содержания.
Москва. Объявлено постановление мирового судьи о выселении Московского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов из реквизированной им гостиницы Дрезден. Для добровольного выселения предоставлен месяц сроку.
Рабочие ряда заводов Москвы (Телефонный, Л. Крамер и сыновья и др.) приняли резолюцию с требованием установления предпринимателями минимума заработной платы, ограничения прибыли капиталистов, введения рабочего контроля над производством и распределением продуктов и перехода всей власти к Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов.
Общее собрание рабочих машиностроительного, котельного и подковного завода инженера Г. К. Пэлка постановило самым решительным образом бороться за немедленное проведение в жизнь минимума заработной платы и не отступать ни перед какими затруднениями. Собрание призвало всех рабочих по первому указанию Союза металлистов дружно и организованно встать на защиту этого требования.
Западный фронт. По донесениям начальника штаба 2-го Кавказского корпуса и начальника штаба X армии, солдаты 51-й пехотной дивизии и Астраханского казачьего полка не повиновались приказу применить силу оружия против отказавшихся идти в наступление солдат 703 и 704-го пехотных полков. Совещание президиума комитета 51-й дивизии с представителями полков вынесло решение, осуждающее «применение силы в отношении к полкам другого корпуса и даже армии» и постановило послать во 2-ю Гренадерскую дивизию представителей с предложением всем полкам дивизии разоружаться и, не выдавая зачинщиков, перейти в назначенный командованием район.
Военный министр Керенский в донесении Временному правительству указывал, что медленное развитие наступления объясняется «прочностью обороны германцев» и крупными перебросками резервов противника с Западного и Французского фронтов, плохим состоянием инженерной подготовки русских армий, плохой подготовкой войск к наступлению, быстрой потерей войсками наступательного порыва и т. д. «Вместо того,— говорилось в донесении,— чтобы развивать первый успех, части, участвовавшие в боях, стали составлять резолюции с требованием немедленного увода в тыл на отдых». Кроме того, причиной неустойчивости войск Керенский считал «непонимание смысла и целей войны…».
В Киеве идут волнения на продовольственной почве; кое-где были разгромлены лавки; производятся обыски в частных квартирах; толпы народа не выпускают мануфактуру из города. Ведётся контрреволюционная агитация. В городе до 70 тысяч жён запасных солдат, которые и являются главными участниками беспорядков. Совет Рабочих и Солдатских Депутатов принимает ряд мер, клонящихся к разрешению продовольственного вопроса.
(Источники: Великая Октябрьская социалистическая революция. Хроника событий в 4 томах; Н. Авдеев. «Революция 1917 года. Хроника событий»)