Петроград. Вышел первый номер газеты «Рабочий и солдат». По постановлению ЦК РСДРП(б), газета «Рабочий и солдат» приняла на себя функции центрального органа партии, вместо закрытой «Правды». В редакцию входили: Н.И. Подвойский, В.И. Невский, А.Ф. Ильин-Женевский, Б.3. Шумяцкий, А.С. Киселёв. Общепартийное руководство газетой осуществляли Я.М. Свердлов и И.В. Сталин, связанные с находящимся в подполье В.И. Лениным. Тираж «Рабочего и солдата» составлял 50-70 тысяч экземпляров.
В первом номере газеты «Рабочий и солдат» помещён «некролог» «Правде», представляющий собой выдержку из коллективного письма, полученного Военной организацией большевиков от солдат одной из инженерных частей Северного фронта. В «некрологе» говорилось: «Ты будешь жить, наша рабочая Правда! Пока будет существовать пролетариат, нет силы, которая могла бы уничтожить его душу, его мозг. То, что говорила ты, горит, как яркий уголь, в сердце каждого рабочего. Российский пролетариат не останется без своей Правды!».
В газете «Рабочий и солдат» вышли две статьи И.В. Сталина. «Что случилось?» – краткое изложение интересов и позиций сторон в событиях 3-4 июля (по старому стилю). Рабочие и солдаты не свержения Советов, а наоборот, добивались их усиления. Они хотели, чтобы Советы, взяв власть, порвали с помещиками, передали землю крестьянам, создали рабочий контроль на предприятиях, прекратили войну. Однако вожаки Исполнительного комитета, меньшевики и эсеры, были против такой политики и действовали в угоду контрреволюции. Но долго контрреволюция торжествовать не сможет – будущее за новой революцией. В материале «Победа контрреволюции» Сталин перечисляет июльские погромные действия сил, объективно действующих в интересах капиталистов и помещиков. Рабочие не забудут всё, что было, и сделают соответствующие выводы.
Опубликован протест фракции большевиков Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов против приказа Временного правительства об аресте Ленина. Фракция предложила Исполкому Совета присоединиться к протесту и добиться отмены этого приказа.
«Новая Жизнь» пишет:
«Командированная в Кронштадт правительственная комиссия для расследования событий 3-5 июля и выяснения их виновников была принуждена вернуться обратно в Петроград: комиссию стали встречать свистками, протестами и затем даже угрозами, и о работе не могло быть и речи».
На заседании Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов по вопросу о кризисе власти большинство Совета одобрило образование второго коалиционного правительства и заявило, что основной задачей нового правительства является оборона страны от военного разгрома.
Общее собрание свыше 1500 рабочих завода «Вулкан», заслушав доклад члена Петербургского Комитета РСДРП(б) о текущем моменте, единогласно присоединилось к резолюции совещания ЦК с представителями Петербургского Комитета, Военной организации и Московского Комитета от 13 июля.
Организационный комитет меньшевиков предоставил членам своей партии право участвовать в коалиционном правительстве и постановил, что меньшевики-министры не будут официальными представителями партии в правительстве.
Петроградская губерния, Сестрорецк. Двухтысячный митинг рабочих Сестрорецкого завода принял резолюцию, в которой выражал протест против политики исполкомов Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, попустительствующей реакционной травле и арестам руководителей революционного пролетариата.
Лифляндская губерния, Рига. После разгрома газеты «Окопная Правда» вышел первый номер газеты «Окопный набат» — орган Бюро Военной организации РСДРП XII армии при ЦК Социал-демократии Латвии, тираж 7-10 тысяч экз.
Эстляндская губерния, Ревель. На съезде Советов Рабочих и Солдатских Депутатов Эстонского края присутствовали 56 делегатов с решающим и 8 с совещательным голосом Ревельского, Нарвского, Тартуского, Пярнуского и других Советов и представители партийных организаций: Северо-Балтийской областной организации РСДРП(б), Ревельского комитета партии эсеров и Ревельского комитета трудовой народно-социалистической партии. На съезде обсуждались вопросы об отношении к Временному правительству, событиям на фронте, июльским событиям в Петрограде. Вокруг этих вопросов велась ожесточённая борьба между большевиками и эсеро-меньшевистским большинством съезда. Было предложено три проекта резолюций: большевистские, эсеро-меньшевистские и резолюции независимых. В своей резолюции большевики раскрыли сущность событий 3-5 июля в Петрограде и заявили, что единственным выходом из создавшегося политического и хозяйственного кризиса является «переход всей власти в руки демократии, решительная борьба против контрреволюции, уничтожение всех оплотов реакции», передача земли крестьянам, установление рабочего контроля над производством и распределением и т. п. Однако эсеро-меньшевистскому большинству съезда удалось провести свои резолюции. Съезд постановил создать самостоятельно Совет Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов Эстонского края.
Москва. Общегородское делегатское собрание союза металлистов приняло резолюцию, где обращалось внимание рабочих на «кризис власти» и «колебания эсеров и меньшевиков». Резолюция призывала рабочих быть готовыми «отстаивать завоевания революции всеми средствами» и осуществить переход всей власти в руки Советов Рабочих и Солдатских Депутатов. Собрание выразило протест против восстановления смертной казни, закрытия рабочих газет и требовало разгона Государственной думы.
Чрезвычайное собрание Московской городской думы было посвящено вопросам о кризисе власти и восстановлении смертной казни на фронте. Меньшевики и эсеры отстаивали необходимость «коалиции с буржуазией». Меньшевистская резолюция не выражала протеста против смертной казни, а лишь пожелание, чтобы впредь суды не выносили смертные приговоры. За эту резолюцию голосовали и кадеты. Резолюции большевиков по вопросам об отмене смертной казни и кризисе власти были отклонены Думой.
Оренбургская губерния, Челябинск. Комитет 109-го пехотного запасного полка вынес решение об аресте лиц, ведущих агитацию против Временного правительства. Создана следственная комиссия для расследования антиправительственной деятельности прапорщиков-большевиков Крючкова и Болейко.
Из газеты «Рабочий и Солдат» №1 от 23 июля (5 августа) 1917 года:
Как разгромили ред. газеты «Правда». …5 июля, около 6 часов утра, когда выпускающий редактор «Правды» мирно спал, а караул солдат в 8 человек, утомлённый бессонной ночью, также потерял значительную долю своей бдительности, к помещению редакции подъехал автомобиль, нагружённый особой командой солдат с пулемётом, который немедленно был наставлен на окна редакции. Вслед за тем находящиеся на автомобиле солдаты ворвались в помещение и, пользуясь растерянностью караула и численным перевесом, отобрали оружие у находящегося там караула. Офицер, предводительствовавший отрядом, заявил, что действует по приказанию командующего войсками округа ген. Половцева. Когда выпускающий редактор «Правды» потребовал ордер или какое-нибудь письменное приказание об обыске, то один из солдат, ни слова не говоря, приставил ему к груди дуло винтовки. Вслед за этим «вступлением» начался «обыск». Насколько «законно» и «правильно» совершался этот обыск, свидетельствует та картина, которую я увидел, придя в «Правду» через несколько часов после ухода непрошенных гостей. Картина действительно была потрясающая. Ящики столов были взломаны, вытащены и валялись в куче в углу, весь пол был завален рукописями и другой бумагой, стулья свалены, один стол поломан, пишущая машинка сломана и брошена на кипу каких-то рукописей, телефоны оборваны и пр. другое. Караульные и служащие редакции и конторы были приехавшей бандой арестованы, некоторые избиты и, только после долгих мытарств и допроса в штабе, отпущены. Когда я, в качестве делегата от Военной организации при Центральном Комитете нашей партии, был у командующего войсками округа генерала Половцева и, между прочим, потребовал у него объяснений по поводу этого разгрома, воскрешающего самые мрачные времена старого режима, генерал ответил следующее: «В своих распоряжениях я действую в тесном контакте с Исполнительным Комитетом Совета Раб. и Солд. Депутатов. Исполнительный Комитет постановил разоружить те вооружённые группы, которые ходят по улицам, и я стараюсь проводить в жизнь это постановление. Мне сделалось известным, что в помещении редакции газеты «Правда» находится вооружённый, не мной поставленный караул, и потому я распорядился его разоружить. Ничего против самой редакции «Правды» я предпринимать не хотел и, когда узнал, что отряд превысил свои полномочия, я его выругал»… Прапорщик Ильин.
(Источники: Великая Октябрьская социалистическая революция. Хроника событий в 4 томах; Н. Авдеев. «Революция 1917 года. Хроника событий»; Сборник «Правда №№ 1-227, 1917, выпуск V; И.Сталин. Сочинения)