Большевики собирают конференции военных организаций
Опубликованы в «Известиях»:
1) Воззвание съезда Советов против демонстрации.
2) Его постановление о воспрещении демонстраций на 3 дня.
3) Призыв Временного правительства к сохранению спокойствия, где оно заявляет, что «всякие попытки насилия будут пресекаться всею силою государственной власти».
4) Резолюция о демонстрации солдатской секции Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. В резолюции говорится, что предполагаемая демонстрация является актом дезорганизации, и секция «считает необходимым принять самые решительные меры к тому, чтобы демонстрация 10 июня не состоялась».
5) Следующее постановление ЦК большевиков: «Ввиду того, что съезд Советов, к которому присоединился ИК Совета, постановил, признавши обстоятельства совершенно исключительными, запретить всякие, даже мирные, демонстрации на три дня, ЦК РСДРП(б) постановил: отменить назначенную им на 2 часа дня, в субботу, демонстрацию. ЦК призывает всех членов партии и всех сочувствующих ей провести это решение в жизнь».
Ранним утром началось совещание ЦК и Петербургского Комитета большевиков, Военной организации и большого числа представителей разных районов и воинских частей. К 12 часам дня совещание приняло следующую резолюцию:
«Обсудив сообщение «Известий» и «Правды», а также создавшееся положение, совещание признало, что решение ЦК об отмене демонстрации явилось единственно возможным выходом; признало, что следующее заявление Съезда Советов заслуживает особого внимания: «нам известно, что вашим выступлением хотят воспользоваться притаившиеся контрреволюционеры»; поэтому совещание заявляет, что опасность контрреволюции признана теперь и Съездом Советов; что меры против притаившихся контрреволюционеров должны быть приняты самым энергичным образом и немедленно; что всякое промедление Съезда в этом отношении грозит величайшими опасностями революции. Совещание постановляет принять все меры к разъяснению массам всей опасности контрреволюции и необходимости всеми силами продолжать организацию и подготовку сил для решительной борьбы с ней».
После неудавшейся демонстрации 10 июня большевики начали усиленно готовиться к конференции военных организаций. Уполномоченные Военной организации были посланы во все крупные гарнизоны (Киев, Екатеринослав, Орел, Минск, Могилев, Брянск, Самару, Саратов, Нижний, Ярославль, Казань и др.), и непосредственно на позиции на фронт. Отпечатаны были обращения к воинским частям с указанием значения конференции. «Солдатская Правда» изо дня в день останавливалась на вопросе о конференции, стремясь собрать мнения солдат по затронутым в порядке дня вопросам, предлагая выносить по ним резолюции, чтобы, таким образом, и настроение, и работа съезда отвечали тому, что имелось в мыслях самих солдатских масс.
Из Севастополя прибыл в Петроград командующий Черноморским флотом адмирал Колчак для представления Временному правительству доклада о событиях в Севастополе. По словам адмирала Колчака, беспорядки в Севастополе объясняются отчасти агитацией германского генерального штаба, причём лица, непосредственно агитировавшие против него, Колчака, являлись несознательными исполнителями намерений штаба. Началась эта агитация, по его словам, вне Черного моря, в частности в Балтийском флоте, откуда было делегировано в Севастополь 5 представителей большевиков. Эти прибывшие делегаты и повели, по словам Колчака, против него кампанию. Адмирал Колчак заявляет в беседе, что кампания против него обусловлена его политическими взглядами, так как он является сторонником войны до конца, до полной победы над врагом, завладения проливами и т. д. Но особенно способствовало, по его словам, успеху начатой против него в Севастополе кампании то обстоятельство, что как раз в это время севастопольские матросы остались без «наиболее даровитых и наиболее благоразумных», по его словам, своих руководителей, вошедших в состав черноморской делегации.
Из «Правды» №78 от 10 (23) июня 1917 года:
Стачка красильщиков. Попытка владельцев крупных красильных предприятий сорвать стачку окончилась полным крахом; несмотря на затяжной ее характер стачка протекает бодро, твердо и уверенно. Кроме 2 случаев в начале стачки нового штрейкбрехерства не было. Поступили пожертвования от раб. зав. Барановского — 500 р., от т. Прокофьева — 10 р., от рабоч. завода Слюсаренко — 60 р., от рабоч. завода Струка —200 р. и от тов. В. — 1 р., за которые бастующие приносят товарищам глубокую благодарность.
(Источники: Н. Авдеев. «Революция 1917 года. Хроника событий»; Сборник «Правда №№ 1-227, 1917, выпуск IV)