Анархо-коммунисты захватили часть Выборгского района
С утра на Выборгской стороне забастовало 28 заводов. К даче Дурново потянулись толпы манифестантов и вооружённые отряды рабочих. Собрался огромный митинг. Рабочие отправили делегатов в Исполнительный Комитет с просьбой принять меры против выселения и закрепить дачу за «трудовым народом». В ИК депутацию встретили совсем недружелюбно и выпроводили ни с чем. Тогда с дачи Дурново отправили туда вторую депутацию уже с заявлением, что анархисты будут защищать дачу сами и, в случае надобности, окажут вооруженный отпор. Угроза могла оказаться не пустой: Выборгская сторона имела для того и подходящее настроение, и достаточно оружия. Тем временем на дачу Дурново приехал непосредственный исполнитель приговора, прокурор Бессарабов. Он прошёл внутрь помещения и застал комнаты в полном порядке, ничего не было ни расхищено, ни поломано… По отношению к представителю власти толпа не проявляла никакой агрессивности… на даче помещался целый ряд всяких организаций, ничего общего с анархистами не имеющих. Огромный же сад при даче, всегда переполненный детьми, служит местом отдыха для всего прилегающего рабочего района. Этим и объясняется популярность дачи Дурново на Выборгской стороне.
Четыре статьи Ленина опубликованы в «Правде» №76. «Великий отход» посвящен оценке вхождения представителей мелкобуржуазных партий во Временное правительство. Это, пишет Ленин, «не великий отход буржуазии от правительства, а великий отход вождей меньшевизма и народничества от революции». Данное событие, по оценке Ленина, – повторение многократно испытанного на Западе приёма буржуазии для сохранения своей власти в революционную пору. Суть приёма состоит в том, что «социалисты», входящие в правительство, становятся безвредным придатком буржуазии, помогающим прикрыть её контрреволюционность социалистической вывеской. Статья «Эпидемия доверчивости» высмеивает фразу министра Временного правительства Пешехонова: «Товарищи, сопротивление капиталистов, по-видимому, сломлено». Это всё равно, пишет Ленин, что сказать: «Диктатура пролетариата, по-видимому, осуществлена». Лишь звонкая фраза. Вместо того, чтобы бросаться такими фразами, следовало бы отменить коммерческую тайну, раскрыть прибыли капиталистов и казнокрадство. Статья «О пользе полемики по существу» критикует газету «Новая жизнь» за необоснованность и легковесность: «Полезно полемизировать по существу. Вредно отделываться от такой полемики экивоками». В статье «Журавль в небе или синица в руки» Ленин, вспоминая уже упомянутую фразу Пешехонова, предлагает провести «закон об опубликовании: 1) всех гарантийных писем о ценах на поставки? 2) всех цен на поставки в казну вообще? 3) себестоимости поставляемых в казну продуктов? 4) нельзя ли дать возможность рабочим организациям проверять все этого рода факты?»
Заседание Бюро Исполнительного Комитета Петроградского Совета Рабочих и Солдатских депутатов. Были заслушаны сообщения разных делегаций о волнениях в рабочих кварталах Выборгской стороны в связи с поступившим приказом прокурора выселить в 24 часа с дачи Дурново анархистов-коммунистов. Установлено, что дача занята не только организацией анархистов, но также и рядом общественных организаций Выборгского района, а именно партией соц.-революционеров-максималистов, профсоюзом булочников, секцией народных лекций. Рабочие круги волнует приказ о выселении тем, что сад при даче находится в пользовании почти всего населения. Вынесено постановление: 1) делегировать для переговоров с министром юстиции Соколова с просьбой отсрочить выселение и разъяснить, что сад остается для общего пользования; 2) выпустить воззвание к населению, в котором должно быть подтверждено прежнее постановление Совета о воспрещении всяких самочинных захватов частных и общественных помещений; 3) выпустить призыв к возобновлению прерванной работы на заводах и указание на недопустимость и вред для дела революции устройства вооруженных демонстраций без прямого постановления о том Совета. Решение это предложить провести Съезду Советов.
На заседании Всероссийского Съезда Советов обсуждался захват рабочими дачи Дурново и ряд других вопросов.
Состоялось совещание Центрального Комитета и Петербургского Комитета партии большевиков с представителями всех районов и многих воинских частей. Присутствовало около 150 человек. Каждый из представителей давал краткий отчет о настроении рабочих и солдат. Выяснилась картина нарастающего движения, охватывающего очень большие круги рабочих и солдат, — гораздо более широкие круги, чем только большевистские. При голосовании вопроса о демонстрации 10 июня подавляющее большинство высказалось за неизбежность демонстрации и за необходимость направить движение в русло организованной и мирной манифестации против контрреволюции. Всё собрание высказалось за мирный характер демонстрации. К предложению о демонстрации присоединились присутствовавшие руководители профсоюзов и общегородского Совета фабрично-заводских комитетов.
На общем собрании завода «Старый Парвиайнен», на котором присутствовало до 2000 человек, вынесена резолюция: за передачу власти Советам, против отобрания дворца Дурново и требование немедленного освобождения всех арестованных товарищей за политические убеждения.
Рабочие Петроградского трамвайного парка в числе 650 человек вынесли резолюцию недоверия Временному правительству.
Обуховский сталелитейный завод. На собрании заводских чернорабочих в количестве 5 000 человек принята резолюция, считающая, что разгрузка Петрограда имеет целью разгрузить его от революционного рабочего класса.
Казачий съезд. Съезд приветствует Керенский и заканчивает призывом к «защите родины и созданию единого сильного государства». Под аплодисменты члены съезда проносят Керенского на руках через весь зал. Председателем съезда выбирается Дутов (председатель Оренбургского казачьего войска), который делает доклад о деятельности Временного Совета союза казачьих войск. В докладе он подчеркивает, что с голосом казаков считаются. Далее идут прения по вопросу о совместной работе с Советами (о посылке представителей во ВЦИК), которые принимают иногда бурный характер.
Новочеркасск. В Донском Войсковом Круге состоялось бурное заседание по поводу присвоения Петроградским Советом Рабочих и Солдатских Депутатов прерогатив власти.
Из «Правды» №76 от 8 (21) июня 1917 года:
О «декларации прав солдата». Солдаты особой роты 58-го пехотного запасного полка, собравшись на ротном собрании 27 мая и ознакомившись с приказом военного министра Керенского, горячо протестуем против §§ 3, 10, 14, 15 и 18, в коих: 1) отнимается право солдата-гражданина высказывать свои мнения, 2) заменяется один раб-денщик — рабом-вестовым, 3) дается право начальникам по своему усмотрению применять оружие для подавления свободного гражданина-солдата, 4) туманно определено наказание, оскорбительное для чести и достоинства военных служащих, и 5) солдат лишается права отменять и выбирать своих начальников. Собрание полагает, что министр Керенский уклонился от мысли демократизации армии и проводит в своем приказе мысли, необходимые буржуазному правительству, и старается создать железную дисциплину в армии, необходимую капиталистам, а не революционному народу. Собрание считает, что таким образом министр Керенский не исполняет волю демократии, из рядов которой он вышел, он отнимает у солдат право и предоставляет его начальникам. Председатель А. Буфетов. Секретарь И. Полуэктов.
(Источники: Н. Авдеев. «Революция 1917 года. Хроника событий»; В.И. Ленин. Сочинения; Сборник «Правда №№ 1-227, 1917, выпуск IV)