Начало работы Всероссийского Съезда Советов
Анархисты захватили великолепно оборудованную типографию «Русской Воли», арестовали администрацию, выпустили рабочих и напечатали прокламацию, где заявили, что они «убивают двух зайцев: ликвидируют подлую газету и возвращают народу его достояние». Представителям Исполнительного комитета, указавшим, что захват типографии есть «удар по революции», анархисты заявили, что отказываются очистить типографию. Собралась огромная возбужденная толпа. Были присланы две роты солдат, которые оцепили прилегавшую улицу. Вечером под давлением съезда Советов анархисты сдались и их, разоружив, отвезли в помещение Съезда, где и оставили под стражей. (Вскоре они были отпущены на свободу).
Всероссийский Съезд Советов. Оглашаются приветствия от Кавказского краевого съезда и от съезда представителей Балтфлота. Далее продолжаются прения о Временном правительстве. Эсер Чернов в своём выступлении заявил, что меры, которые предлагает Ленин, приведут лишь к локаутам и поголовному бегству русской буржуазии. Справиться со всей промышленностью пролетариату не под силу. Меньшевик-интернационалист Мартов критикует Керенского за недемократические действия. Министр продовольствия Пешехонов останавливается на текущем продовольственном положении и говорит, что подвоз хлеба к станциям настолько усилился, что теперь мы в состоянии подавать в армию хлеба в достаточном количестве. В Петрограде имеется запас хлеба на 15 дней. Но в некоторых местностях Смоленской, Могилевской, Владимирской и других губерний очень острая нужда в хлебе. Крупы не хватает. Необходимо совершенно запретить покупку хлеба торговцам и отдельным общественным организациям. Хлеб должен быть объявлен государственной собственностью. Необходимо поднять производительность труда, настоять, чтобы рабочие уменьшили свои требования к частному капиталу и к государству, которые теперь под влиянием революции чрезмерны. Далее выступил Троцкий, который сказал, что существующее правительство не способно организовать обеспечение продовольствием и урегулировать производство. Капиталисты и помещики хотят взять революцию измором. Мы согласны, что народные массы надо дисциплинировать, но нельзя дисциплинировать рабочий класс во время революции, когда он видит непрекращающиеся хищения представителей капиталистов; он имеет психологическое право в этих условиях предъявлять максимум требований. «Только Совет Р.К. и С.Д. способен еще внести элемент действительной, творческой революционной дисциплины в сознание изголодавшейся и уже начинающей отчаиваться массы и, не считаясь с интересами частной собственности, разрешить наиболее неотложные задачи». Учредительное Собрание многое разрешит, но его нужно подготовить, и разруха и растущее недоверие к власти могут подкопать самую возможность созыва Учредительного Собрания. «Если вы обсуждаете сегодняшний день революции, то мы подготовляем для вас её завтрашний день».
Наряд милиции во главе с присяжным поверенным Хесиным явился во дворец Кшесниской для «выселения большевистских организаций». Свердлову пришлось употреблять большие усилия, чтобы внести успокоение в среду сильно возбужденных членов «клуба военных организаций», которые выражали желание «в защиту своих прав» немедленно вызвать роты Московского, Гренадерского и пулеметного полков. После продолжительных споров, организации, находящиеся во дворце Кшесниской, дали свое согласие очистить дом в течение шести дней.
Киев. Открылся неразрешенный правительством войсковой съезд, на котором присутствует около 2 000 делегатов. Съезд открыл представитель генерального войскового комитета Петлюра. Заслушан доклад о правомочности съезда и доклад Генерального Войскового Комитета. Накануне состоялся ряд многолюдных украинских митингов с участием первого украинского полка имени Богдана Хмельницкого. На митингах, закончившихся поздней ночью, обсуждались вопросы о немедленном осуществлении автономии Украины.
(Источник: Н. Авдеев. «Революция 1917 года. Хроника событий»)