Разум против войны

К годовщине подписания манифеста Эйнштейна — Рассела

Бертран Рассел оглашает манифест

Бертран Рассел оглашает манифест

9 июля 1955 года двое выдающихся учёных XX века — Альберт Эйнштейн и Бертран Рассел — опубликовали совместный манифест, в котором предостерегали человечество от всемирной ядерной войны и выступили с идеей борьбы учёных за мир и разоружение. Этот манифест положил начало Пагуошскому движению, в которое вошли видные учёные из США, Западной и Восточной Европы.

Авторство антивоенного призыва не вызывает удивления. Хотя имена обоих учёных сейчас изрядно затасканы поп-культурой, и Эйнштейна, и Рассела с чистой совестью можно было причислить к прогрессивным учёным и даже приверженцам левых взглядов. В самый разгар политических репрессий в США Эйнштейн выступил со статьёй «Почему социализм», в котором явным образом отстаивал идеи плановой экономики и социалистического переустройства общества. Карательный аппарат маккартизма не дотянулся до великого физика — уж слишком значимой была его фигура. Бертран Рассел побывал в Советской России в самом начале её существования, повстречался с Лениным и, хотя не смог в достаточной степени понять происходящих в стране процессов, называл себя социалистом и даже коммунистом. Поэтому вполне логично, что именно такие люди выступили за мир и против войны.

…Много воды утекло с той поры. Когда-то Пагуошское движение росло и ширилось. Но с крушением Советского Союза словно открылся «ящик Пандоры». Войны вновь захлестнули планету. Как написал американский политолог левых взглядов Ричард Левинс, «в новой жизнерадостной агрессивности мирового капитализма мы теперь видим то, что коммунизм и его сторонники держали в загоне». Ирак, Югославия, Афганистан, Ближний Восток, Сомали, Косово, Сирия… Осетия, Приднестровье, Карабах, Таджикистан, теперь — Украина. Немецкие учёные утверждают, что в позапрошлом году в мире велось 18 полномасштабных войн и 43 вооружённых конфликта. И конца этой печальной статистике не видно.

Всё большее число людей охватывает тревожное предчувствие. Чёрным предзнаменованием нависл над миром столетний юбилей со дня начала Первой Мировой бойни. И тогда, и сейчас между крупнейшими империалистами шла ожесточённая грызня за передел рынков сбыта. И тогда, и сейчас в противоборствующих странах шовинистическая пропаганда насаждала ненависть и ксенофобию, кра-патриотизм и слепую поддержку «своего» капитала. И тогда, и сейчас кануном мировой бойни стала беспрерывная череда более мелких войн и конфликтов. Тогда — Балканы, сейчас — быть может, Украина… Пружина милитаризма сжимается до предела, напряжение нарастает, на разных континентах властные пальцы тянутся к спусковому крючку, и достаточно малейшей искры, чтобы случилось непоправимое. Тогда, сто лет назад, этой искрой рядом с бочкой пороха стал сараевский выстрел. А что им станет сейчас?..

После разрушения мировой системы социализма человечество оказалось отброшенным к XIX веку. Никакие айфоны и многоядерные процессоры не отменят того факта, что война, как и раньше, вновь стучится в двери; что человеческая жизнь и свобода попираются как никогда; что нищета и голод перестают быть литературными сюжетами; что варварство и мракобесие заслоняют собою горизонты разума. Коренное противоречие в жизни человечества: противоречие между трудом и капиталом — осталось нерешённым. Власть по-прежнему в руках капитала. А где капитал — там всегда война. Там всегда пробиваются коричневые ростки фашизма.

Могли ли Эйнштейн и Рассел предвидеть мир начала XXI века? Им, пережившим борьбу с фашизмом, и в страшном сне не могло почудиться то общество, в котором мы сейчас живём.

Почти сто лет назад ценой нечеловеческих лишений и величайшего напряжения сил одна шестая часть суши смогла избавиться от власти капитала. На этой территории люди стали хозяевами своей жизни. Спустя два с небольшим десятилетия им предстояло спасти человечество от коричневой чумы.

Сумеет ли человек сегодня, накануне возможной новой мировой бойни, сделать правильный выбор? Или жизнь на нашей планете будет испепелена ядерным пожаром?.. На этот вопрос мы должны ответить сами. Эйнштейн и Рассел уже не смогут помочь. Они сделали всё что могли.

Александр Батов