От редакции: Мы публикуем статью о состоянии современной «мэйнстримной» экономической науки. Тема эта непростая, но интересная. Автор правильно делает, что рассматривает экономическую науку с классовых позиций, верно отмечает её стремление уйти от сути изучаемых явлений и сосредоточиться чисто на прикладных вопросах.
Но с ним трудно согласиться, когда он утверждает, что теория контрактов — это лишь ещё одна потогонная система. Ведь менеджер, контракт с которым составляется с учётом выводов этой теории, — это не производительный работник, его пот не создаёт стоимости для владельца. Задача теории контрактов — показать, каким образом владельцы предприятия могут контролировать менеджеров. Она помогает минимизировать оппортунистическое поведение управляющих — работу на свой карман во вред интересам владельцев. По сути, речь о том, как пассивной части буржуазии сохранить свой кусок произведённой рабочими прибыли, не отдать её буржуазии активной, той, которая не ленится непосредственно управлять бизнесом.
Крупная буржуазия щедро награждает своих учёных лакеев за разработку новых эффективных потогонных систем. Так случилось и в этом году. Нобелевскую премию вручили двум буржуазным экономистам за разработку новой и эффективной потогонной системы под названием «Теория контрактов». Данное творение было разработано двумя буржуазными экономистами еще в 70-х годах прошлого века. С тех пор эта теория активно использовалась буржуазией на практике и показала свою полезность и эффективность. Вот и отблагодарили капиталисты своих учёных лакеев. Подкинули им Нобелевскую премию по экономике.
Как и все институты в нашем обществе, Нобелевская премия по экономике имеет классовую природу. Данная премия была учреждена крупной буржуазией в 1969 году. Суть её сводится к тому, чтобы награждать учёных за разработку новых теорий и методов её обогащения. Не зря ведь большинство премий были присуждены именно за такие направления как «экономика стимулов», «экономика информации», «теория контрактов». Все эти экономические разделы сводятся к одному: как заставить наёмного работника работать больше, а зарплату ему платить меньше. Как повысить интенсивность труда работника, не повысив при этом ему зарплаты. Либо повысить её в меньшей пропорции. Подсунуть ему вместо денег какие-нибудь «нематериальные стимулы». Навешать ему на уши лапши и под этим предлогом повысить норму выработки, продолжительность рабочего дня и т.д.
«Теория контрактов» – это не первое творение буржуазных экономистов. Таких теорий и систем разработано уже много: тейлоризм, фордизм, тойотизм. Каждая из этих теорий по-своему дурачит рабочих, повышая интенсивность их труда без соответствующей оплаты. Разница лишь в том, что целевая аудитория теории контрактов – это не простые рабочие, а менеджеры среднего и крупного звена.

Эффективный менеджер
Несмотря на то, что средний и крупный менеджер не относятся к рабочему классу и выражают скорее интересы хозяина-капиталиста, он всё-таки продолжает оставаться хоть и высокооплачиваемым, но наёмным работником. Его интересы не идентичны интересам хозяина-капиталиста. Менеджер понимает, что он работает и обогащает своим трудом хозяина-капиталиста. Поэтому он хотел бы побольше отдыхать и получать высокую зарплату. Действительно, зачем перетруждаться, если эта фирма всё равно не твоя и твоей никогда не будет? Для менеджера вполне достаточно и среднего результата, чтобы и самому не перерабатывать, и дяде какую-то прибыль приносить. Однако, хозяин-капиталист не может согласиться на средний результат, ему нужна максимальная отдача и максимальная прибыль. Иначе конкуренты сожрут. Если выразить это простыми словами: начальник хотел бы, чтобы подчинённый работал побольше, при этом платить ему поменьше. Подчинённый хотел бы, соответственно, побольше отдыхать и получать высокую зарплату. Здесь мы видим конфликт интересов между капиталистом и наёмным работником. Этот конфликт порождается капиталистическими производственными отношениями и в рамках капитализма не может быть разрешён. Вот на этом этапе крупной буржуазии и нужна «теория», которая каким-то образом смогла бы сгладить этот конфликт интересов.
Если вкратце, то суть «теории контрактов» сводится к тому, чтобы исхитриться и соединить несоединимое: интересы наёмного работника и капиталиста. Для этого предлагается стимулировать менеджера работать больше, используя как материальные, так и нематериальные инструменты. Привязать доход менеджера к результатам его работы. Как потопаешь – так и полопаешь. Теория разрабатывает различные критерии эффективности менеджеров. Кому интересны все эти тонкости – можно почитать тут.

Лауреат Бенгдт Хольмстрём
Самое главное, что следует знать о «теории контрактов»: она ненаучна. Ведь вместо действительной причины, порождающей конфликт интересов наёмного работника и капиталиста, пытается работать с её внешними, второстепенными проявлениями. Вместо того, чтобы лечить причину болезни, – борется с её симптомами. Однако, не устранив причину заболевания, бороться с симптомами бесполезно. Но именно к этому – борьбе с симптомами – сводятся все буржуазные экономические теории.
Это неудивительно, ведь теория контрактов ведёт своё происхождение от буржуазной неоклассической экономики. Неоклассическая экономика – одно из ведущих направлений буржуазной вульгарной политэкономии. Возникновение этого направления представляло собой реакцию на марксизм с его научным подходом и всесторонней критикой капитализма. В противоположность марксизму неоклассическая экономика ненаучна, так как единственной своей целью ставит не объективный анализ экономических отношений, а оправдание господства класса крупной буржуазии. Экономисты этой школы отрицают объективность экономических законов и классовый характер нашего общества. Они используют субъективно-идеалистический подход для объяснения экономических явлений. Для этого они придумали некоего абстрактного «экономического человека». Мотивы и поведение этого «экономического человека» являются основой, на которой строится буржуазная неоклассическая экономика. Любому трезвому человеку ясно, что такая теория, основанная на непонятных мотивах абстрактного, несуществующего человека, не может быть научной. Однако научность современной буржуазии и не нужна – ей нужно оправдание своего господства. Это объясняет тот факт, что буржуазная наука погрязла в субъективно-идеалистическом болоте. А Нобелевская премия присуждается не за научные открытия, а за теорию по выжиманию пота из наёмных работников.
Семен Девятов