Коллапс общественного транспорта в Нижегородской области

70% трамваев и троллейбусов остановлены в Нижнем Новгороде. Полностью ликвидировано трамвайное сообщение в Дзержинске

Своеобразные «подарки с барского плеча» получили к новому 2016 году жители Нижегородской области. С 17 декабря продажные власти г. Дзержинска полностью прекратили трамвайное движение в городе. Городской думой решено списать на металлолом все рельсы и вагоны, с 1933 года работавшие на шести городских маршрутах, штат сотрудников распустить. При этом чиновники ссылались на стопроцентную изношенность подвижного состава и инфраструктуры и присутствие в городе частных перевозчиков.

ТрамвайНе прошло и двух недель, как уже 28 декабря в областном центре, городе-миллионнике Нижнем Новгороде 70% трамваев и троллейбусов не вышли на привычные маршруты. Полностью встали трамваи депо № 3 Автозаводского района и частично — других парков, работавшие на маршрутах №№ 3, 5, 6, 7, 8, 19, 21, 22 и 28. Маршрут № 417 был сокращён. Также прекращено движение троллейбусов №№ 2, 3, 4, 5, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 22 и 31. Несколькими годами ранее в городе уже было прекращено движение трамваев по маршрутам №№ 10, 11, 26 и некоторым другим, разобраны трамвайные пути по ул. Советской и Канавинскому мосту. Но тогда это было сделано с предупреждением жителей, теперь же всё произошло неожиданно для всех. В десятиградусный мороз жители, которые не получали никаких уведомлений о предстоящем прекращении движения привычного городского транспорта, напрасно по часу стояли на остановках. Изрядно промёрзнув, обладатели проездных билетов, ставших бессмысленными бумажками, вынуждены были добираться до дома и по делам пешком либо на маршрутных такси, повторно оплачивая свой проезд.

Тем временем, журналисты сообщили ещё одну неприятную новость: вскоре за наземным электротранспортом в Нижнем Новгороде могут встать и автобусы. В этот же день 28 декабря поставщик топлива для государственных автотранспортных предприятий заявил, что из-за накопившихся долгов прекращает заправлять автобусы. Поскольку заправка по старой схеме стала невозможной, бензин транспортники временно закупают за наличные — ежедневную выручку — у других поставщиков. Очевидно, что эта мера продиктована стремлением властей сохранить видимость того, что ситуация «под контролем». Совершенно ясно, что на топливо не могут идти все средства, полученные от ежедневной выручки: нужно платить зарплату сотрудникам и регулярно поддерживать в пригодном состоянии автобусы, которые регулярно выходят из строя.

Проблемы, вызванные транспортным коллапсом, затрагивает сотни тысяч нижегородцев. Они связаны с множеством других проблем, вызванных системой в сфере ЖКХ (жителей заставляют платить новые огромные поборы «на капремонт»), образования (продолжается «оптимизация», то есть закрытие школ и детских садов), медицины (в минувшем году больницы уже прекращали приём пациентов, ссылаясь на то, что бюджетные деньги закончились) и т.д. Но мало ещё кто выступает с протестом, немногочисленные общественные активисты сталкиваются с преследованиями со стороны правоохранительных органов.

Проблемы жителей не сильно тревожат представителей власти: среди депутатов полно крупных собственников и банкиров, чей бизнес процветает. Уголовные дела против коррупционеров возбуждаются, но фамилии тех, кто отстранён от должности, можно пересчитать по пальцам. С трудом можно найти свежий пример того, чтобы какой-либо чиновник высокого ранга оказался за решёткой. Так, например, фигурант нескольких уголовных дел О.В. Сорокин сменил пост главы города на депутатское кресло. Отстранённый от должности в связи с уголовным преследованием бывший министр поддержки и развития малого предпринимательства Нижегородской области Д.И. Лабуза в 2015 году получил не тюремный срок в 7 лет, а новую «хлебную» должность заместителя генерального директора водоканала.

Похожая ситуация наблюдается и в транспортной отрасли, где в последние годы творится кадровая чехарда. А страдает народ. К сожалению, по-другому при капитализме и не может быть, ведь общественная собственность распродана, электросети и топливо находятся в одних частных руках, городская власть в других, инструменты влияния – у тех, кто стоит на службе у капитала.

Возвращаясь непосредственно к общественному транспорту, стоит отметить, что если не воровать в огромных масштабах, то всё может выглядеть совершенно по-другому. И удачные примеры есть даже в нашей современной действительности. В последние годы тарифы на проезд в государственном и муниципальном общественном транспорте росли запредельно. Уже не один год жители платят по 20 рублей за каждую поездку в трамваях, троллейбусах и автобусах, в то время как даже некоторые частные перевозчики, например, член КПРФ предприниматель Каргин, сохраняют тариф по городу на 5 рублей меньше установленного властями — на уровне 15 рублей за поездку. Работа его маршрутного такси № 71 поставлена отлично: в течение нескольких лет автобусы подаются с завидной регулярностью как в течение дня, так и в ночное время, действуют льготы и проездные билеты.

Но, к сожалению, подобные примеры представляют собой исключение из правил и, разумеется, вызывают активное противодействие крупных монополистов и властей. Порядок в городском хозяйстве диктует интерес скорой и большой наживы. В час пик старые автобусы и маршрутки переполнены, люди платят сверх меры за низкокачественный сервис, потому что у большинства населения нет другого пути, чтобы добраться на работу и домой.

После 21 часа по городу трудно передвигаться, так как общественный транспорт уходит в парк, а после 23:30 доступными остаются только частные извозчики и такси. Эта картина позволяет сделать вывод, что официально установленные цены на общественный транспорт завышены как минимум на четверть, созданная в советское время система городского транспорта разваливается, а прикормленные властями монополисты не учитывают интересы и потребности горожан в погоне за прибылями. Они никак не насытятся и продолжают испытывать терпение народа.

В сложившихся условиях, когда 70% городского электротранспорта встало, власти вместе с поставщиками топлива судорожно ищут выход из ситуации, грозящей социальным взрывом, и стремятся сохранить остатки репутации. Чиновники заявляют, что «проблемы решаются» и, по официальным сообщениям, обговаривают график дальнейших платежей энергетикам. Но стоит посмотреть на записи со спешно созванной пресс-конференции главы департамента транспорта, как становится очень грустно. Уж больно его оправдания похожи на детский лепет. Становится очевидно, что он не только не может решить возникших проблем, он снимает с себя ответственность. В частности, он заявил:

«Энергокомпания дала нам время с 12.00 до 14.00, чтобы мы убрали транспортные единицы с дорог города. Сейчас об этой ситуации мы доложили руководству администрации Нижнего Новгорода и губернатору Нижегородской области. Мы создаём новый график платежей… Хочу заверить жителей города, что ограничение электроэнергии на тяговые подстанции МП «Нижегородэлектротранс» — это временная мера в условиях тяжёлой экономической ситуации».

При этом власти и прикормленные ими журналисты лицемерно заявляют, что жителям не придётся ходить пешком, ведь в городе пока продолжают работать некоторые троллейбусы, трамваи и автобусы, а также частные перевозчики и маршрутные такси.

Стоит отметить, что «сказку» о «тяжёлой экономической ситуации» власти рассказывают народу уже более 25 лет, начиная с перестройки. Но это не мешает продолжать обогащаться кучке миллионеров и представителям власти. И разрешить эту ситуацию может, соответственно, не «оплата долгов», а только решительный разрыв с той преступно-воровской системой, которая утвердилась у нас в результате приватизации и грабительских реформ.

Казалось бы, в данной конкретной ситуации всё довольно просто, и можно найти крайних: власти не перевели деньги на счёт поставщиков электроэнергии и топлива, а те в свою очередь решили отыграться на жителях. Стоит заплатить долг, и всё будет по-старому. Но нет. Не будет. Не найдут крайних. Никого не посадят. И даже, вероятно, не отстранят от должности. И развал транспортной системы не остановит никто. Никто, кроме нас – жителей и активных граждан.

Защитники трамваев — обычно из числа экологов — зачастую обращают внимание на такой момент: трамваи пережили все проблемы последних 70 лет, в том числе Великую Отечественную войну, но почему-то не могут сохраниться в нынешних условиях. Для понимания этого «странного» обстоятельства не помешает вспомнить опыт построения и функционирования советской системы. В СССР многих нынешних проблем не было в принципе — благодаря общенародной собственности и особой системе управления, в центре которой стояли Советы рабочих депутатов, власть принадлежала трудовому народу. Именно поэтому даже в самые трудные годы строились новые дома, заводы, линии общественного транспорта и многое другое, сохранялась система социальной защиты населения, а проезд на трамвае стоил 3 копейки.

Истинная причина транспортного коллапса – в утвердившемся в России грабительском монополистическом капитализме и коррупции, которая процветает пышным цветом. Несмотря на заявления и обещания властей, опираясь на опыт Дзержинска и ряда других городов, где трамвайное движение развалено полностью, нельзя исключать полного прекращения движения отдельных видов муниципального общественного транспорта и в Нижнем Новгороде.

Трамвайные хозяйства уже прекратили своё существование в Архангельске, Астрахани, Воронеже, Грозном, Иваново, Рязани и других городах, общая протяжённость трамвайной сети страны сократилась на 8%. Численность парка уменьшилась более чем на треть, при этом 75% вагонов эксплуатируются более 15 лет. Эти данные убедительно показывают: пора положить конец иллюзиям, что власти, наконец, возьмутся за свои прямые обязанности и будут действовать эффективно — не в своих интересах, а в интересах народа, и будут должным образом вести работу городского транспортного хозяйства. Это сможет сделать только сознательный, организованный трудовой народ.

Конечно, это не простая задача — вводить общественный контроль за деятельностью властей, а в перспективе — утверждать общественную собственность на предприятия и инфраструктуру в отраслях энергетики, топлива, транспорта, связи и других. Но нужно решительно действовать, иначе не дождёшься перемен к лучшему. Надо начать с себя: занять активную гражданскую позицию и заявить о ней. Только так, наращивая своё влияние на решение хозяйственных проблем, удастся решить проблемы городского общественного транспорта и многие другие.

Антон Тюмков, Нижний Новгород