Всё лучшее – детям!

Репортаж с Дня партизан и подпольщиков в Брянске

Торжественные мероприятия в нашей стране делаются не для людей, а для «галочки». Это знают все. Их устраивают чиновники ради чиновников, чтобы отчитаться перед другими чиновниками рангом повыше. И празднование Дня партизан и подпольщиков 29 июня в Брянске не стало исключением.

ВстречаНечего сказать, картинка получилась красивая: почётные караулы, зарубежные гости, шелест партизанских знамён, патетические речи и большие праздничные митинги – сначала в центре города на Площади партизан, потом на комплексе «Партизанская поляна», что недалеко от Брянска. Ещё бы! Всё и должно было быть на высшем уровне, ведь ожидался приезд самого Володина – председателя Госдумы. Собственно, ради него всё и готовилось, хотя он, кстати, так и не приехал. Центральную власть представлял только «брянский» депутат Николай Валуев, чья фигура горделиво возвышалась над общей массой чиновников. Но, тем не менее, праздник удался. Правда, не для всех. Хуже всего пришлось несчастным юнармейцам, которых свезли с районов нашей области на потеху чиновников.

КлятваСто этих юных ребят должны были по замыслу организаторов представлять молодое поколение, берущее эстафету у героических предков в деле защиты Родины. В славный День партизан и подпольщиков они должны были торжественно вступить в ряды «Юнармии», принеся клятву юных патриотов. И ребятам, действительно, повезло: в этот день они узнали всё о «патриотизме» в его чиновничьей интерпретации. Ради эффектной картинки их подняли в 4-5 утра и привезли на «Партизанскую поляну». «Не дав ни попить, ни даже в туалет сходить с дороги», — как сказала мне женщина, сопровождавшая ребят из Гордеевки, их в два ряда выставили на солнцепёке, чтобы торжественно встретить губернатора Богомаза, депутата Валуева и целый сонм областных и городских чиновников, которые должны были прибыть на «Поляну» с первого митинга. Губернаторский кортеж задерживался, и ребятам пришлось ждать – расходиться запретили.

Вручение значков

Вручение значков

А затем их сразу же поволокли на место проведения второго митинга, где снова зазвучали правильные патриотические речи. Обращались выступающие, в основном, как раз к этим ребятам, которым тем временем становилось всё хуже и хуже. Они стояли на возвышении, на лестнице кургана с пилоном, который располагается в центре мемориального комплекса. Я стоял рядом и могу уверенно сказать – там было невыносимо жарко. Трибуна для ораторов, кстати, была внизу у вечного огня, где была относительная тень. Ну разумеется! Вдруг губернатору голову напечёт. Ребята же мужественно держались, обливаясь потом и слушая выступления официальных лиц. Хорошо ещё, что никто не упал в обморок. Несколько юнармейцев, правда, попросили у своего начальника с подполковничьими погонами разрешение уйти из строя, поскольку им стало плохо. «Вы только о себе и думаете», – оборвал их суровый вояка.

Ребята прониклись и достояли-таки до главного действа – той самой торжественной клятвы, вступающих в ряды «Юнармии». Выстроившись перед бюстами четырнадцати партизан-героев, «юные патриоты» произнесли слова верности Родине, юнармейскому братству, поклялись защищать слабых, правду и справедливость. Высокие гости и ветераны вручили им символы причастности к движению – значки юнармейцев – и произнесли полагающиеся по случаю напутственные речи. К счастью для ребят, праздничный митинг вскоре после этого закончился и их строем повели на «партизанский привал» – кормить. Слава богу, догадались! Впрочем, как выяснилось, по сценарию их должны были потащить на экскурсии по мемориальному комплексу. И какая-то чиновница очень переживала, что эти экскурсии не состоятся, бегала за ребятами и за их начальником, объясняя, что у них «программа», и ей (!) нужно, чтобы они прошли «маршрут». Но тут юнармейцев всё-таки пожалели. Тем более, что часть из них после митинга обратилась за медпомощью. Дежурная медсестра сказала мне, что «только ребят и отпаивали». Но дальше – больше. Случайно, я стал свидетелем потрясающей сцены. Ребята спокойно ели и (наконец-то!) пили, расположившись за столами на «привале», когда к гордеевским юнармейцам подбежала их сопровождающая, так жалевшая ребят чуть ранее. Тут и она предстала во всей своей чиновничьей красе.

дети— Сдаём значки! – завопила она.

Ребята не на шутку удивились.

— Нам же их вручили, — робко произнес кто-то из них.

— Вам вручили?! – иронично спросила чиновница. — Да они же по 150 рублей штука стоят, мне их по ведомости под роспись давали. Сдаём все!

С вытаращенными глазами ребята стали откалывать значки с футболок и отдавать их своей сопровождающей. Кто-то попытался всё-таки сохранить.

— Тут только семнадцать! Должно быть девятнадцать! – закудахтала чиновница.

Площадь партизанИ принялась искать, кто «зажилил» значки. Нашла. Только после этого, наконец, успокоилась. Логика проста – значки же денег стоят, а мероприятие это не последнее и снова нужно будет «принимать» пополнение в «Юнармию». Вот и получается: 150 рублей за значок, сотню ребят принимать – это ж пятнадцать тысяч! Такой удар по бюджету области!

Удалось мне поговорить и с самими ребятами. Из их слов стало абсолютно ясно, что всё это «военно-патриотическое движение Юнармия» создано тоже исключительно ради показухи. Ничего ребята там не делают, ничего не узнают, а просто, когда нужно, на них напяливают форму и привозят на мероприятия. Впрочем, разве могло быть иначе?! Ребята постарше это понимают, помладше – ещё имеют какие-то иллюзии. Но это пройдёт, им всё объяснят на практике.

И это даже хорошо. Пусть весь этот казённый чиновничий «патриотизм», паразитирующий на Великой Победе, разоблачает сам себя. Пусть и дальше произносятся красивые речи о любви к Родине теми, кто эту Родину разворовывает. Пусть и дальше они тешут своё чиновничье самолюбие такими вот «торжествами». Чем больше показухи и фальши, тем лучше. Тем скорее, дойдёт до сознания людей, что высшая форма патриотизма – это борьба с буржуазным государством.

Иван Томов
г. Брянск